Английская керамика 17-го века

Плоское блюдо. Стаффордшир

ПЛОСКОЕ БЛЮДО *

Английская керамика 17-го века

В начале 16 столетия итальянская майолика (глазурованная оловом керамика) распространилась по Европе. Мастера-гончары с энтузиазмом приветствовали ее появление, так как опалово-светлая глазурь предоставляла идеальную поверхность для росписи яркими красками. Через Антверпен во Фландрии производство глазурованной оловом керамики было перенесено в Англию в сер. 16 столетия, когда 2 сына Гвидо да Савино (ум. 1541), итальянского мастера, работавшего в Антверпене, переехали в Британию вместе с Якобом Янсеном (ум. 1593) и основали там мастерскую. К началу 17 века производство достигло значительных масштабов, в особенности в Лондоне, однако также в Бристоле и соседнем с ним Брислинтоне.

Называемые в Англии дельфтской керамикой (по голландскому городу Делфту), глазурованные оловом изделия предназначались для богатых землевладельцев и зажиточных горожан. Наряду с производством разных практических вещей гончары изготавливали ярко раскрашенные плоские блюда с изображениями знаков королевского достоинства, фруктов, цветов и религиозных сюжетов нравоучительного содержания. Нередко ободки этих блюд украшались синими черточками различного типа.

Обливная керамика. Наряду с развитием глазурованной оловом керамики совершенствовались и обливные изделия, производство которых взяло начало еще в средние века. Они производились в основном во Вротэме в Кенте, и в Стаффордшире. Вротэмские мастера как правило пользовались красной глиной для изготовления сосудов, которые после украшались отформованным орнаментом из белой глины, нередко с указанием инициалов мастера и клиента. Наконец, после нанесения полупрозрачной свинцовой глазури, на обожженном сосуде проступали "яркие краски желтых тонов на шоколадно-коричне-вом фоне.

В Стаффордшире искусство изготовления обливной керамики достигло расцвета во II-й половине 17 столетия. Мастера этого ремесла, подобные, как Вильям Тейлор, Ральф Симпсон (1651 - ок. 1724), Джон Райт и семья Тофт, в особенности Томас и Ральф (род. 1638), изготавливали затейливые плоские чаши, сосуды для поссета (створоженного вином или элем молока) и керамические чаши с 2-мя или более ручками, украшенные знаками королевского достоинства, птицами и животными. Грубая, пористая глина покрывалась мягкой белой трубчатой поливной и глиной глазурью или ангобом (обливная глазурь, которая придает основанию цвет фона) и высушивалась. На подготовленной так поверхности делались рисунки белой или оранжевой обливной глазурью, и капельки белой хорошенько наносились на очертания. Полные имена художников нередко выписывались на ободках плоских чаш.

Впрочем мастера обливной керамики изготавливали красивые предметы для особых случаев коронаций, свадеб и рождений, в основном они жили за счет производства чисто практических предметов - кружек, чашек и копилок. По этой причине неудивительно, что до нас дошло весьма мало этих изделий: если сломанную дорогую вещь имели возможность держать из сентиментальных побуждений, то будничная посуда ценилась всерьез менее.

В конечном счете обливная посуда серьезно упростилась. К началу 18 столетия плоские блюда как правило украшались не ручным, а штампованным рельефом, который получался при нанесении обливной глазури на выгравированный узор. Видным представителем этого способа был Самюэль Малкин (1710 - 1735).

* Стаффордшир. Обливная керамика; ок. 1675 г. Этот непосредственный рисунок изображает Карла II в официальной горностаевой мантии внутри типичного шпалерного бордюра. Обливные контуры выделены капельной расцветкой.