Английская мебель начала 18 века

Стул для обеденного стола. Англия 18 век.СТУЛ ДЛЯ ОБЕДЕННОГО СТОЛА
Грецкий орех; ок. 1730 г. Форма сиденья этого стула, ровно кок и свирепые львиные маски в верхней части его гнутых ножек, характерны для лучших предметов мебели для сидения в период начало правления Георга I. Передние ножки украшены резьбой; центральной вертикальная подпорка выполнена в форме вазы; обивка сиденья украшено вышивкой.

На рубеже веков произошла эволюция сундука на подставках типа высокого комода в большой шкаф-бюро. Некоторые из них имели два куполообразных завершения, у других был прямой карниз (с литым выступающим завершением). Место для хранения располагалось по-разному: ящики могли находиться на расстоянии от центральной части шкафа, но наиболее распространены были три или четыре ящика под откидывающейся вниз секцией бюро. Наверху могли располагаться зеркальные дверцы (в узких шкафах одна дверца), за которыми находились полки или небольшие отделения или могли быть просто облицованные (или лакированные) дверцы.

Такие предметы мебели, создаваемые для украшения гостиных в модных домах, наиболее роскошно украшались; отделка часто выполнялась под ценные породы дерева или под мрамор, для изготовления мебели бралось тутовое дерево, грецкий орех, вяз или "золотой дождь"; лакировка применялась в блестящих красных или черных тонах, популярностью пользовалась и с характерной рельефной китайской орнаментацией.

Ножки для кабинетов и сундуков в начале 18 века делались в виде булочек (плоские шарообразные ножки), но постепенно они уступили место ножкам на кронштейнах (в форме правоугольных кронштейнов), которые были распространены до 19 века. Высокие комоды продолжали использоваться для хранения, превратившись в середине века в шкаф-гардероб, в котором внизу находились ящики, а наверху полки с буфетом.

Стиль королевы Анны наиболее тесно связывается с эволюцией гнутых (дважды изогнутых) ножек мебели. Стретчеры в виде буквы Н (горизонтальные распорки, соединяющие ножки) ранних стульев с гнутыми ножками вскоре ушли в прошлое, уступив место слегка змеевидным ножкам, которые заканчивались подушечкой. Ножки с более сильными изгибами появились позже, а "коленки" или выпуклости в верхней части ножек часто украшались резными медальонами в виде раковин; в правление Георга I ножка обычно представляла собой львиную лапу, шарик или просто лапу с когтями разнообразной формы. Спинки стульев в эпоху королевы Анны и начале правления Георга также имели змеевидную форму, с вазообразными центральными вертикальными подпорками из тонко отделанного грецкого ореха или резными раковинами наверху, которые иногда частично золотились. Обивка стульев усиливала красочную гамму (лакированные стулья примерно того же рисунка часто имели тростниковое сиденье и спинку).

Еще более живописными — и удобными — были стулья, комплектами которых теперь охотно обставлялись дворянские дома: приставные стулья с сиденьями разнообразной формы и закругленными спинками обивались яркими разноцветными тканями ручной работы, иногда с подлокотниками из волнистого грецкого ореха, и в тон стульям делалась обивка диванов. Наиболее великолепно выглядели нарядно задрапированные и украшенные подушками "раздвижные" стулья этого периода.

Другой характерной чертой стиля королевы Анны и начального периода правления Георга I было распространение небольших, прекрасно выполненных предметов мебели, таких, как столы для чая, горки с фарфором или вышитые изделия ручной работы. Круглые столы на трех ножках, напоминающие лапу с когтями, делались в различных стилях; столы со складывающимися крышками часто украшались декоративными вставками. Туалетные столики, небольшие комоды, столики, стоящие в простенках между мебелью, а также небольшие буфеты и серванты для показа фарфора также пользовались популярностью.

Письменный столПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ
Возможно, по проекту Вильяма Кента, изготовлен резчиком Джоном Босоном. Красное дерево с частичным золочением; ок. 1735 г.
Это одно из поры трюмо и столов, украшено совами; изготовлено для Чизвик-хоусо, палладианской виллы в окрестностях Лондона, принадлежавшей третьему графу Берлингтонскому.

В любом доме, богатом или скромном, кровать была наиболее дорогостоящим предметом обстановки. Сохранилось несколько "обыкновенных" кроватей начала 18 века; конструкция их, скрывалась под ценными драпировками, делалась из бука или других мягких пород дерева, подверженных разрушению древесными червями и гниению. Сохранилось много парадных кроватей с первой половины 18 века, в которых ощущается влияние гугенотского декоратора и мебельного дизайна Даниеля Маро (1663 — 1752). Многие кровати имеют балдахин, поддерживаемый четырьмя столбиками, которые скрыты под роскошными ткаными драпировками; другие имеют лишь половину балдахина, разположенного над изголовьем кровати и поддерживаемую с потолка.

Геррит Йенсен (1680 — 1715) считается первым английским мебельным мастером, добившимся славы. Пользуясь хорошей репутацией до революции 1688 года, он смастерил стол, этажерку и зеркало для Чарльза II (1660 — 1685). Эти предметы мебели не сохранились, но примеры искуссной инкрустации, выполненные им для Вильяма и Марии (1689 — 1702) и для королевы Анны (1702 — 1714) до сих пор хранятся в королевской коллекции. Его замысловатое искусство инкрустации по металлу, несомненно, находилось под влиянием знаменитого французского мастера по изготовлению шкафов Андре-Шарля Буля (1642 — 1732), но у него формы выглядят более мягкими и плавными, серебряные и медные инкрустации с темными и светлыми породами дерева и черепаховой отделкой. В более поздних работах, в том числе нескольких предметах обстановки для королевы Анны, Йенсен отказался от инкрустации по металлу в пользу лакировки и маркетри с рисунком морских водорослей (рисунок, напоминающий тонкие морские растения) невероятной сложности.

Джон Гамли (1691 — 1727) и Джеймс Мур (около 1670 — 1726) поставляли большие зеркала, великолепные позолоченные столы и этажерки для членов королевской семьи и дворянству. Магазин зеркал Гамли в Стрэнде стал модным местом для встреч, где можно было приобрести столы, шкафы с выдвижными ящиками, письменные столы и книжные шкафы. Мур специализировался на изготовлении мебели с барельефными изображениями переплетающихся полосок или листьев, вставлявшихся перед золочением в гипс. Несколько его работ сохранилось как в королевской коллекции, так и в Бленгеймском дворце. Сын Мура Джеймс (ок. 1690 — 1734) изготавливал шкафы и стулья для Фредерика, принца Уэльского, и работал вместе с архитектором Вильямом Кентом (1685 — 1748).

Кент был одним из первых дизайнеров, который рассматривал предметы обстановки как часть общей композиции. Его мебель характеризуется громоздкими архитектурными формами, барочной золоченой пышностью, которая подходила лишь для дворцовых интерьеров, но его творчество в более поздние годы 18 века оказало значительное влияние на последующих дизайнеров и на возникновение в Англии неоклассического стиля.

Модную мебель, в отличие от провинциальной, трудно приписать авторству каких-то определенных мастеров (на авторских работах ставилось имя автора), и многие мастера по изготовлению высококачественной мебели для дворянства остались неизвестными. Из тех немногих, кто пользовался торговыми знаками или подписывал свои имена, Хью Грейнджер, Сэмюэль Беннет и Коксед энд Востер занимались изготовлением изящной закрывающейся мебели, отделанной в основном грецким орехом или обработанным деревом, в 1700 — 1730 гг. Другой мастер, Жиль Гренди (1693 — 1780) работал в основном используя грецкий орех и красное дерево.