Английский фарфор 18 века

Английский фарфор 18 века

СТАТУЭТКА ДАМЫ И "МОРЯК РОДНИ" *

Английский фарфор 18 века

В 18 веке в Британии открылось много фабрик по производству мягкого фарфора. Фарфоровая фабрика в Челси работала по крайней мере с 1750 года, как видно по изделиям, маркированным этой датой. Производство в Боу тоже активно развивалось с 1747 года, сохранилось несколько чернильниц, датированных периодом 1750 -1752 годов. Наиболее ранним изделием из британского фарфора считается бракованная чаша (неправильный обжиг), найденная на неудачливой фабрике Помона Воркс в Ньюкасле, которая датируется 1746 годом. В том же графстве к 1751 году начал производство Лонгтон Холл. Первые успешные попытки изготовления фарфора в Бристоле были предприняты в конце 1740-х годов. Кувшины для молока из Дерби упоминаются в документе 1750 года.

Открытия, сделанные в последнее время, ставят традиционную классификацию под вопрос. Например, сейчас точно известно, что две категории изделий, ранее приписывавшиеся ливерпульской фабрике, были сделаны на 200 миль южнее. Предметы, раньше относимые к ливерпульским мастерским Вильяма Болла (производство ок. 1755 - 1769) и Вильяма Рейда (производство ок. 1755 - 1761) были выпущены Вакс-холлом и Лаймхаусом в Лондоне. Такие уточнения обычно меняют стоимость изделий.

Лондон. Фабрика Челси, расположенная близко от набережной Темзы, управлялась в первые годы своего существования серебряных дел мастером гугенотом Николасом Спраймонтом (1716 - 1771), и стиль ранних изделий повторяет серебряные предметы. Стремясь конкурировать с лучшими образцами из Франции и Германии, фабрика Челси производила фарфор "предназначенный скорее для декоративных, чем для практических целей". В 1769 году фабрику купил Джеймс Кокс, а в 1770 году перепродал ее Вильяму Дусбери (1725 - 1786), владельцу фарфоровой фабрики в Дерби. Она была закрыта в 1784 году.

Первым управляющим фабрики в Боу был Томас Фрай (1710 - 1762), резчик меццо-тинто. Названная вначале Нью Кантон, фабрика решила подражать китайским изделиям, чтобы соктратить их импорт. Затем, как и Челси, она стала успешно конкурировать с европейскими производителями фарфора, и ее продукция находила сбыт даже в США. Именно в Боу впервые стали добавлять костную золу в глину, так что фабрика является пионером сегодняшней британской фарфоровой индустрии. Фабрика продолжала существовать и в конце 1770-х годов.

Воксхоллская фарфоровая фабрика работала с 1751 по 1764 год, после того, как лицензии на использование мыльного камня - стеатита (минерал, применявшийся при изготовлении мягкого фарфора) была дана Николасу Криспу и Джону Сандерсу (ум. 1758). Фабрика гарантировала, что "главным свойством фарфора" было то, что он "выдерживал самые горячие напитки без опасности расколоться". Джон Бэкон, будущий скульптор, стал работать у Николаса Криспа в 1755 году, будучи "нанятым главным образом для изготовления пастухов, пастушек и подобных небольших декоративных изделий". В 1763 году Крисп обанкротился. Позднее он открыл мастерскую по производству фарфора в Бови Трейси в Девоне, однако это предприятие не имело успеха.

Объем продукции стоявшей на берегу Темзы фабрики в Лаймхаузе сократился к 1745 - 1748 году, и ее история до сих пор не совсем ясна.

Центральные графства Великобритании. В конце 1740-х годов Бенджамин Лунд использовал мыльный камень для производства фарфора в Бристоле. В 1751 году фабрика рекламировала свои изделия, имитирующие "заграничный фарфор". В следующем году она вошла в состав Ворчестерской Фарфоровой Компании, основанной в 1751 году дром Джоном Воллом (1708 - 1776) и еще четырнадцатью его партнерами.

Ворчестерские изделия оставались в чем-то экспериментальными до 1755 года, но затем до 1760 года на них появляется красивая роспись.

После этой даты Ворчестер ориентируется на выпуск высококачественной продукции.

Томас Флайт, лондонский представитель фирмы, выкупил фабрику в 1783 году, а в 1792 году Мартин Барр стал его компаньоном.

В 1840 году фабрика объединилась с ранее конкурирующей с ней другой ворчестер-ской фабрикой, основанной Робертом Чемберленом. Последовавшие новые объединения привели в конце концов к созданию Ворчестерской Королевской Фарфоровой компании. Томас Тернер, некогда работавший на ворчестерской фабрике, основал собственное фарфоровое производство в Коли, в Шропшире, в 1772 году. Неудивительно, что его изделия очень сильно напоминают ворчестер-ские - некоторые даже специально посылались в Ворчестер для того, чтобы их там расписывали.

В 1799 году компанию приобрела Коалпортская фабрика, но производство фарфора там продолжалось до 1814 года, когда обе фирмы слились в одну.

Дерби. Вероятно, фабрика в Дерби была основана около 1750 года еще одним гугенотом-эмигрантом Эндрю Планше (1727 - 1805) и местным банкиром Джоном Хитом. Первоначально они выпускали статуэтки, соревнуясь с Челси и Европой, и называли себя "вторым Дрезденом" (немецкий город, знаменитый своим изящным фарфором). В 1756 году Вильям Дусбери стал их компаньоном, и фабрика стала расти. С 1764 по 1769 год в изготовлении фарфора использовался мыльный камень.

С 1770 по 1784 год под руководством Дусбери проводились опыты с новой формулой фарфора и изготовлением высококачественных декоративных предметов. Старая фабрика Ноттингем Роуд закрылась в 1848 году.

Лонгтон Холл. Фабрика Лонгтон Холл в Стаффордшире просуществовала всего десятилетие, с 1750 года, под управлением (с 1751 года) Вильяма Литтлера (род. 1724). Как и Дерби, фабрика вначале специализировалась на статуэтках, но под руководством Литтлера стали производиться многие практические изделия. Создавались также изысканные украшения в стиле рококо на стеклистом корпусе непредсказуемой формы.

Лоустофт. В Лоустофте в Суффолке работала процветающая фабрика примерно с 1757 по 1800 год, производя сувениры для туристов и изделия для местного населения. Считается, что один из компаньонов фабрики, Роберт Браун, получил работу в Боу и выведал там все секреты производства. Сходство первых изделий из Лоустофта и продукции Боу говорит в пользу этой гипотезы. Фабрика в основном выпускала повседневную незатейливую посуду, но иногда делались также и декоративные статуэтки.

Ливерпуль. Только в первой половине 18 века Ливерпуль начал становиться главным центром производства керамики. Примерно из 20 гончарных фабрик города около половины, как считается, какое-то время занимались производством фарфора. К 1760 году производство в Ливерпуле уже пошло на спад, не выдержав конкуренции с Веджвудской кремовой керамикой, которая поступала в порт по системе недавно построенных каналов.

Кроме Вильяма Болла и Вильяма Рейда, среди известных ливерпульских изготовителей фарфора можно назвать Ричарда Чафферса (прим. 1732 -1765), Филиппа Кристиана (прим. 1765 - 1776). Самюэля Гилбоди (прим. 1754 - 1761). семью Пен-нингтон (прим. 1769 - 1799) и Томаса Вулфа (прим. 1795 - 1800).

Твердый фарфор. В 1750-х годах Вильям Кукворси, плимутский фармацевт, открыл в Корнуолле два ингредиента твердого фарфора (настоящего, прекрасного китайского типа) - каолин и полевой шпат. В 1768 году он основал в Плимуте небольшую фабрику, которая выпускала настоящий фарфор. Через два года Кукворси перевел производство в Бристоль, где Ричард Чемпион (1743 - 91) стал управляющим и выкупил фабрику в 1773 году. В 1781 году Чемпион переехал в Тунстолл в Стаффордшире, чтобы основать новую фабрику, Стаффорд-ширскую компанию, однако через год его интерес к керамике пропал. Компания переехала из Тунстолла в Шелтон, где под названием Нью-Холл продолжала производство примерно до 1830 года.

* Стаффордшир. Кремовая керамика; середина 18 в. Вертикальный шов, ясно видимый по всей длине этой очаровательной наивной отформованной  статуэтки, показывает, где передняя и задняя части склеивались  вместе Автором статуэтки  предположительно является Томас Вилдон, однако многочисленные стаффордширские мастера  широко пользовались этим  недорогим способом производства.