Англия. Керамические изделия 18 века

Кофейник, украшенный рельефными листьями

КОФЕЙНИК *

Англия. Керамические изделия 18 века

Первые китайские чайники начали появляться в Англии спустя тысячу лет после введения чайной церемонии в Китае в период управления династии Тан (ок. 700 г. н. э.). В кончике 1680-х гг. Два голландских серебряных дел мастера, Джон и Дэвид Элерс обосновались в Великобритании и на протяжении 2-х лет изготавливали красную обливную керамическую утварь в китайском стиле, сперва в Фулхэме, после в Стаффордшире. За этот короткий срок они сумели, хорошенько обрабатывая глину, сделать совершенные и изысканные изделия, нечастые уцелевшие до наших дней экземпляры которых, попадающие временами в продажу, высоко ценятся коллекционерами.

Некий застой в производстве чайной посуды в начале 18 столетия связан с сокращением известности чаепития. Хотя во II-й половине века необходимость в чае снова выросла, и производство чайной (и кофейной) посуды сразу оживилось.

Использование новых материалов и технологий в изготовлении керамики привело к появлению прочной, модной и легкой посуды, способной удовлетворить вкусы "высшего" общества. Однако к 1750 г. мастерам гончарного ремесла пришлось выдерживать конкуренцию с ввозимым из-за границы фарфором. Эта борьба за обладание максимально прогрессивными технологиями с того момента не прекращалась, и в конечном счете Британия вышла победительницей в период индустриальной революции.

Стаффордшир имел в собственном распоряжении, кроме местных месторождений глины и угля, передовых мастеров: Томаса Вилдона (1719 -1795), Вильяма Грейтбача (1735 - 1813) и семьи Вуд и Веджвуд. Образовавшийся в районе 1740 г. алебастр дал возможность изготавливать в массовых количествах обливные и штампованные изделия из форм. Оба процесса зависели от поглощения воды из жидкой глины и требовали наличия пористых форм, для изготовления которых алебастр идеально подходил.

Глиняная посуда на севере стала более многообразной за счет возникновения кремовой керамики (отличная свинцовая глазурь на прочном, светлом корпусе, как правило содержащем мелкозернистый песчаник); глиняной посуды и обливных гончарных изделий; агатовой керамики (2 или более тона, смешивающихся так же, как в агате); черной керамики (называемой сейчас как правило Джекфилдской по имени фабрики в Шропшире); черепаховой керамики (пестрящей марган-цево-коричневым и другими цветами); коричневой и белой керамики; и, приблизительно с 1770 г., перламутровой керамики (синевато-белой разновидностью кремовой).

Стаффордшир к тому же славится собственной обливной керамикой, покрытой подсоленной глазурью. Тончайший слой глазури получается благодаря внесению обычной соли в запекать в ходе обжига.

Во массы отношениях вычурность и изящество таких изделий скорее подошли бы фарфору, а не глине. Ноттингем и Дербишир к тому же пользуются известностью за умелое использование соли в ходе обжига, что придает красивый глянец их замечательным коричневым обливным изделиям.

* Кофейник, украшен рельефными листьями цветной капусты. Стаффордшир. Кремовый фарфор с полупрозрачной зелёной свинцовой глазурью; ок. 1765 - 1770. Чайная и кофейная посуда в форме овощей и фруктов была популярным новшеством в 18 в. и производилась несколькими стаффордширсхими мастерами. Кремовая посуда была прочной
и легкой, так что всерьез конкурировала с фарфором.