Антикварная ирландская мебель

Резной стол 19 века

РЕЗНОЙ ПРИСТАВНОЙ СТОЛ 19 век.

Сохранилось весьма мало мебели, сделанной до 18 столетия, которую возможно считать чисто ирландской. (Заметное исключение оставляет стол, выполненный в районе 1690 г., с перекрещивающимися стретчерами - распорками в форме буквы X, соединяющими ножки - который очень напоминает собственный французский прототип, с резным декором работы Джеймса Тейбери.) Чаще всего встречается мебель, выполненная после 1740 г.. Типичные для Ирландии предметы обстановки и их декоративное оформление восходят к английским образцам.

Приблизительно до 1775 г. в Ирландии была в моде декоративная резьба по дереву, в частности маски, раковины, листы аканта и, как знак благополучия, корзина с фруктами и цветами. Гнутые (дважды изогнутые) ножки время от времени украшались "воротничком" под "коленкой" и "лацканом" (небольшим выступом) или резными листками аканта в верхней части ножки. Распространенным типом ножки была квадратная лапа с 5-ю пальцами, однако нередко встречались и граненые ножки с подушечками и 3-мя пальцами. Крылеобразные и обеденные стулья (с боковыми, выступами на уровне головы в виде крыльев) украшались небольшими, простыми по форме, изогнутыми скобами, что было характерно для 1770- 1790 гг., когда пользовались успехом квадратные, с конусообразными краями ножки со стретчерами. Потом, в этап Регентства (ок. 1800 - ок. 1830), скобы встречаются в резном декоре подлокотников стульев для поддержки вертикальных опор спинки.

В 1780-е годы в моду вошел неоклассицизм! Белые подвиды древесины (атласное деревце и окрашенный клен или сикамор) инкрустировались популярными мотивами с имитацией каннелюр. Полуэллиптические в плане карточные столики, трюмо, кабинеты и комоды предпочитались круглой в плане английской мебели; это в особенности понятно прослеживается в работах Кристофера Герна и Вильяма Мура.

Стол. Возможно, работы Джиллингтона; Дублин; Красное дерево. 1840 г.

ПРИСТАВНОЙ СТОЛ С ИЗОГНУТОЙ ЗАДНЕЙ СТЕНКОЙ
Возможно, работы Джиллингтона; Дублин; Красное дерево. 1840 г.

Возможно, более всего из ирландских подвидов древесины ценился черный как смоль болотный дуб, и большая доля ирландской мебели, изготовленной в сер. 18 столетия из багрового дерева, разукрашивалась и отделывалась под этот натуральный сорт древесины. Зеркала нередко украшались позолотой, однако для ирландской резьбы в стиле рококо и неоклассицизма специфична меньшая рельефность и уравновешенность, чем для аналогичных английских образцов. Хотя в работах дублинских мастеров по изготовлению зеркал Фрэнсиса и Джона Букеров понятно и четко прослеживаются черты архитектурного классицизма.

Приобрел популярность ирландский стол с откидной крышкой (с откидными досками, поддерживаемыми вращающимися ножками) с прикрепленными с ней досками. В моде были приставные столы, которые имели глубокий фриз, украшенный деревянной резьбой; деревянные столешницы предпочитались мраморным. Позднее стали использовать инкрустацию или золоченый фон и порой инкрустацию по мрамору работы Босси.

Сделанные в Ирландии стулья середины 18 столетия просто узнать по характерным ирландским формам спинки - спиральному завершению, верхним подлокотникам и вазообразным центральным опорам, которые прерываются вторыми подлокотниками. Кое-какие высокие комоды состояли из 2-х частей, 1 на другом, иные же ставились в 1 узкий ряд, включая от 6 до 8 ящиков. Чисто ирландским предметом обстановки был стол архитектора или комод с установленным на нем ящиком и шкафом вверху, на ножках.

Стулья из багрового дерева нередко украшались горизонтальными насечками - популярная черта начала 19 столетия, видная на краях обеденных столов, опорах столов и иных местах. Иной характерной ирландской принадлежностью была винная этажерка, в виде удобного лотка с отделениями для 6 - 8 бутылок. Порой края полок позволяли бутылкам храниться в горизонтальном положении; сами этажерки постоянно делались на ножках, как правило имеющих гнутую форму, и нередко украшались декоративным фризом с резными раковинами.

В течение 19 века улучшение сообщения сглаживало национальные и региональные отличия. Хотя в сер. века мастер Килларни выработал собственный свой стиль, делая мебель из местного земляничного дерева. Она украшалась инкрустацией с растительным орнаментом из местной флоры-трилистника, земляничного дерева и папоротника- и изображением местных зданий (в основном Макросского аббатства). Ведущими мастерами этого стиля были Джеймс Иган и Джереми О'Коннор.