Арфа

АрфаАРФА *
Джеймс Хэнли
Ок. 1840 г.

Арфа

Арфа известна со времен средневековья, в период Ренессанса была усовершенствована, когда изменились требования к новой музыке.

Это было достигнуто изобретением двойной арфы, которая имела ряд хроматических струн наряду с диатоническими. В середине 17 века появилась тройная арфа, у которой было два внешних ряда диатонических струн и внутренний ряд хроматических струн. К концу 17 века арфа стновится популярным солирующим инструментом в Англии, но еще большим успехом пользуется в Уэльсе ив 18 и 19 годах преобразуется в традиционную уэльскую арфу.

В это время в Баварии и Тироле создавались экспериментальные арфы с одной струной. Этот инструмент подстраивался при помощи специальных скоб, прикрепленных к шейке, которые нужно было поворачивать вручную для поднятия высоты звука на полтона. Эта система оказывалась неудовлетворительной при игре быстрых пассажей, поскольку трудно было повышать или понижать высоту звуков, не нарушая звучания мелодии. Эта проблема была разрешена в начале 18 века с помощью введения педалей: семь педалей, расположенных полукругом вокруг основания звуковой коробки арфы, были связаны со струнным механизмом с помощью нескольких рычагов внутри опоры инструмента. Нажимая на каждую педаль, можно было повысить звук на полутон.

Введение позже дополнительного ряда педалей позволило сделать звуки выше еще на полтона. В конце 18 века корпус арфы стали украшать резьбой с греческими мотивами, позолотой, благодаря чему ее стали называть греческой арфой. Позже, в середине 19 века, арфа приобрела еще одну сопрановую струну и две басовых струны, таким образом, став несколько больше. Изменились также декоративные украшения, и из-за резных изображений ангелов и арок эту модель стали называть готической арфой.

Старинные ирландские арфы имели длину около 60 см (24 дюйма), но в 18 веке они стали больше, с 30-50 медным струнами. На них играли в основном народные музыканты, пока в 18 веке традиционная игра не пришла в упадок. Делались попытки оживить эту традицию путем создания портативной, переносной арфы с крючковым механизмом струн (придуманным Джоном Иганом из Дублина в 1819 году), и именно в этом русле продолжала развиваться традиция ирландской народной музыки.

* Эта английская двухпедальная арфа украшена золочением, с разрисованной звуковой доской в неоклассическом стиле.