Бидермейерский стиль

Бидермейерская софа
Бидермейерская софа
Добротная мебель с солидными пропорциями, но незатейливым декором, как на этом диване, была характерна для бидермейерского стиля.

Максимально ярко классическое влияние ощущалось в бидермейерском стиле, который процветал в Вене и ее окрестностях приблизительно в 1815 - 1848 гг. и распространился в странах Европы, говорящих на немецком. Этот простой, однако удобный стиль ("бидер" по-немецки обозначает "простой, обычный", "мейер" - распространенная немецкая фамилия) возник как ответ на авторитарную власть в Австрии после Венского конгресса. Лишенный политического права, народ переключил своё внимание на торговлю, домашние дела и отличающуюся изящной простотой буржуазную культуру. В мебельном деле господствовали интересы удобства и практичности, применение цветных тканей и обработанного дерева. Для получения большего эффекта использовались разные сорта древесины: пурпурное, розовое дерево, грецкий орех, древесина плодовых деревьев, клен, сикамор и тополь. Для украшения использовалась инкрустация по черному дереву или окрашенная в черный цвет древесина плодовых деревьев. Специфична была чистота линий, настолько же нередко закругленных, как и прямых.

Нарочито большие образцы мебели прошлых лет уступали место мебели меньших размеров, предназначенной для особых нужд. Сюда входили дамские письменные столики, столы для шитья, высокие зеркала (недавнее нововведение) и книжные шкафы. Особая изобретательность проявлялась при изготовлении некрупных столов. Сейчас в любой богато обставленной гостиной было фортепьяно, и во массы стояла к тому же горка с фарфором. Особое внимание уделялось удобству сидений: диваны с прекрасной обивкой и поднятыми кверху боками дополнялись глубокими креслами и приставными стульями с обитыми сиденьями, рельефными спинками, на прямоугольных, сужающихся вниз или обточенных ножках с минимальным числом украшений. Требования на подобную мебель удовлетворялись возросшим числом городских мебельных мастеров, из которых максимально плодовитым был Йозеф Данхаузер (1780 - 1829).

В Северной Германии бидермейерский стиль отличается меньшим количеством красок и меньшим разнообразием; мебель нередко отделывалась красным деревом, обивка выполнялась из вороного конского волоса; формы же мебели напоминали английскую мебель начала 19 столетия.

Бидермейерский стиль в чистом виде неминуемо был заменен антиклассическим романтическим настроением, возникшим в 1830-х и 1840-х гг. по всей Европе. Воодушевившись им, венский мастер Карл Лейстлер (1805 - 1857), целиком заменив обстановку развлекательных залов Лихтенштейнского дворца собственной великолепной резной мебелью в стиле неорококо, наряду с ней сделал монументальный готический книжный шкаф для Всемирной выставки 1851 г.