Британская керамика до 1820 года

Антикварная британская керамика

ГРУППА КУВШИНОВ *
Ноттингем; Частично глазурованная керамика; 13 - 15 вв.

Британская керамика до 1820 года

В 18 веке в производстве британской керамики наступил период творческого развития, когда хитроумные мастера начали изготавливать посуду, которая пользовалась неизменным спросом.

Из первых неуклюжих изделий британских гончаров производство керамики превратилось в настоящее искусство, вполне способное конкурировать с произведениями мастеров континентальной Европы и Востока. На ранней стадии британские гончары изготавливали лишь незатейливую посуду для повседневных нужд. В период средневековья (с десятого по пятнадцатый век) применялась обычная, грубо обработанная глина. Гончарные мастерские возводились прямо на месторождениях глины. Для компенсации пористой структуры материала и для декоративных целей применялась прозрачная или полупрозрачная глазурь.

с течением времени британский вкус становился более утонченным. Прикладное искусство подстраивалось под сменяющие друг друга европейские стили - барокко (конец 16 - начало 18 века), рококо (ок. 1720 - 60), Неоклассицизм (ок. 1765 - 1804) и ампир (1804 - ок. 1825) так что гончарам пришлось совершенствовать свое мастерство и деловую хватку. В конце 16 века фламандские иммигранты стали применять оловянную (опалово-белую) глазурь, а к началу следующего века изделия из отличного китайского твердого фарфора (каолинового фарфора, обжигаемого при температуре 1300 - 1400 градусов с) попали, наконец, в Британию. Твердый фарфор сразу стал пользоваться огромным спросом. Прочная, обожженная при высокой температуре (1200 - 1400 град. с) немецкая керамика наводнила страну, и к концу 17 века стали выдаваться патенты на ее производство.

Вначале в Британии производили красивый опаловый мягкий фарфор (имитация фарфора, обжигаемого при температуре ок. 1100 град. с); затем последовали бесчисленные эксперименты с формулой фарфора, пока в 1768 году Вильям Кук-ворси (1705 - 1780) не открыл в конце концов секрет получения полупрозрачного твердого фарфора. Боун Чайна (твердый английский фарфор с примесью костной золы) стали производить в Боу в 1749 году, и Джошуа Споуд II (1754 - 1827) стандартизировал его формулу.

Тем временем предприниматели вроде Джошуа Веджвуда (1730 - 1795) проводили эксперименты по улучшению состава глины и производили легкий материал, который можно было обработать до качества, сравнимого с фарфором и покрытой оловянной глазурью керамикой. К началу 19 века производство последней в Британии прекратилось.

* Раскопанные во время строительных работ в Ноттингеме, эти кувшины географически и стилистически относятся к данной местности. Это типичные примеры незатейливых гончарных сосудов, производимых в период средневековья.