Деревянные духовые инструменты. Рикордер

КОМПЛЕКТ РИКОРДЕРОВ *
 

Деревянные духовые инструменты

Деревянные духовые инструменты, подобно струнным, страдают от поломок вследствие растяжения, из-за этого их приходится чинить или заменять целые секции. Как и в случае со струнными, это не влияет на качество звучания инструмента, но необходимо учитывать при коллекционировании. До появления механической настройки клапанов изготовитель обычно ставил свое имя или торговый знак на каждой отдельной секции. После введения механизации имя мастера обычно ставилось на верхней секции. Также надо принимать во внимание возраст произведенной замены: при старении дерева на нем в процессе употребления образуется патина, и поэтому секции, замененные в более поздний срок, можно узнать по другому цвету и, возможно, по отсутствию печати мастера.

Рикордер

Рикордер стал известен в 16 веке как аккомпанирующий инструмент. Он состоял из трубки с узким отверстием для воздуха или мундштука в головке инструмента, с семью отверстиями для пальцев на верхней части трубы и отверстием для большого пальца на задней части. Ранние рикордеры в эпоху Ренессанса были выполнены из одной трубы, и поэтому их нельзя было настраивать, и приходилось делать трубы разных размеров, чтобы они соответствовали высоте звучания других аккомпанирующих инструментов. Типичные диапазоны и размеры старинных рикордеров были следующие: дискантовая 32 см (13 дюймов), сопрановая 42 см (17 дюймов), теноровая 63 см (25 дюймов) и басовая 93 см (37 дюймов).

В то время как цилиндрические отверстия в корпусе цельного рикордера позволяли извлекать густые, сочные тона, которые хорошо сочетались с другими аккомпанирующими инструментами, позже появился улучшенный вариант рикордера, на котором можно было исполнять солирующие партии и играть в небольших ансамблях новой музыки эпохи барокко. В середине 17 века парижский музыкант и мастер по изготовлению деревянных духовых Жан Оттетер придумал рикордер, состоящий из трех секций. Этот трехсекционный рикордер состоял из мундштука в головной части, сужающейся средней секции с отверстиями для шести пальцев и нижней секции с отверстием для одного пальца. Головную секцию можно было продлевать для настройки инструмента, а нижнюю секцию — поворачивать для придания более удобного положения указательному пальцу музыканта, но можно было приспособить специальный клапан для закрывания и открывания седьмого отверстия.

Как и старинные рикордеры, все семейство рикордеров использовалось при исполнении музыки в стиле барокко, хотя в 18 веке наиболее важным был сопрановый рекордер, для которого было написано много сольной музыки. Благодаря их популярности, от тех времен сохранилось много замечательных экземпляров нарядно украшенных сопрановых рикордеров.

Начиная с середины 18 века рикордер начал терять свою популярность. Ему на смену пришла поперечная флейта, которая лучше справлялась с более выразительной музыкой классицизма.

* Слева направо:

  1. сопрановый рикордер, Иоганн Бенедикт Гаи, Нюренберг, самшит, около 1700 г.;
  2. рикордер, настроенный на ноту "ля", Хортли, Англия, раскрашенная древесина самшита, ок. 1750 г.;
  3. сопрановый рикордер, Дж. Мейсон, Лондон, самшит, ок. 1755 г.;
  4. малая трубка, штамп: улучшенная/Лондон', древесина кокосовой пальмы, ок.1860 г.;
  5. аккомпанирующая флейта, штамп 'Джеймс, Париж',  самшит с серебряными полосками, ок. 1780 г.; высотная трубка, штамп 'Лиддл/85
  6. Девоншир Сент/ Квинс Скве/Лондон', древесина кокосовой пальмы, со вставками из меди и слоновой кости, ок. 1860 г.