Директория и Империя (Франция)

Годы, последовавшие после Французской революции, были неспокойными - анархия, террор (1793 - 1794), Директория (1795 - 1799), ее свержение Наполеоном в качестве консула и, наконец, его правление в качестве императора(1804 - 1814). Этот политический переворот сопровождался переворотом в искусстве. В производстве мебели крушение, распад имели драматические последствия, открывая путь в торговлю каждому, кому этого хотелось, после чего было покончено со старыми специализациями. В добавление ко всему, из-за сложных экономических условий приходилось сводить к аскетизму бытовавшую до той поры роскошь. По коммерческим соображениям нереально было более выпускать мебель с изысканной отделкой и золочеными бронзовыми вставками. В итоге стали делать более простую, разрисованную мебель, и единственная применяемая отделка осуществлялась из алого дерева.

Директория. Приблизительно с 1793 по 1804 г. превалирующий стиль дизайна называется директорией. Для него характерно применение арабесок и этрусских форм и мотивов, к примеру, необычных животных, морских львов, орлов, змей, ромбов и пальметок (стилизованных пальмовых листьев).

Формы мебели стали легче, чем при Людовике XVI, и меньше разнообразны, чем ранее. Комоды стали делать простыми, с ножками в виде лапы. В первый раз обеденные столы из алого дерева стали выставляться для обозрения, не закрытые скатертью. Вероятно, максимально грациозной и оригинальной в этот период была мебель для сидения. Она окрашивалась в белые тона; ножки нередко делались в виде сабли или рога изобилия или обтачивались и сужались вниз (однако без каннелюр); спинки имели ажурное украшение с верхней перекладиной, завивающейся в виде волюты.

Империя. Правитель Наполеон оказывал существенное личное влияние на империю. Чтоб придать собственному режиму атмосферу силы и стабильности, он поощрял развитие монументального стиля, основанного на массивных, прочных формах и рельефном декоре. Большое число мебели создавалось для императорских дворцов, и большая часть сохранившейся мебели периода Империи напоминает известные имперские комиссионные продажи.

Главным источником вдохновения для имперского стиля была массивная мраморная мебель с резными украшениями, используемая греками и римлянами на открытом воздухе. Однако Египет тоже оказывал сильное влияние: путешествие туда Наполеона в 1799 г. сопровождалось поездками художников, которые регистрировали свои впечатления, и во Франции взяло начало повальное увлечение всем египетским. В итоге этого в декоративных мотивах на мебели возникли крылатые жуки-скарабеи, египетские мумии, сфинксы и иероглифы.

Мебель для сидения в эпоху Империи делалась или из алого, или из позолоченного дерева. Эта мебель с квадратными спинками и украшенными рельефной резьбой передними ножками, образующими опоры для подлокотников, более соответствовала внушительным интерьерам, чем предназначалась для сидения. Сохранились тоже крупные табуретки, нередко с Х-образной конструкцией, в форме перекрещивающихся сабель. Комоды и секретеры нередко делались в тон с кроватями, туалетными столиками и зеркалами. Их превосходная отделка красным деревом выделялась на фоне изысканных вставок из золоченой бронзы и выступающих пластинок или панелей с военными мотивами. Огромные письменные столы помещались на массивных резных опорах.

Дополняли общую картину тяжеловесности крупные книжные шкафы с архитектурными формами. Нововведением этого периода было псише (высокое зеркало на ножках).