Духовность и глина в Японии

японское керамическое блюдо

БЛЮДО *
Конец 16 в. Посуда Орибе, покрытая зеленой глазурью.
 

Духовность и глина в Японии

В основном гончарные традиции Японии до начала семнадцатого века представляют фундаментальное отличие от продуманного совершенства китайской одноцветной глазури династии Сун (960 -1279). Вазы выполнены с видимой небрежностью, и глазурь (если вообще присутствует) нанесена кое-как. В то время, как китайские мастера керамики после династии Тан демонстрируют в своем искусстве все возрастающее изящество и симметрию форм, японские гончары возвращаются к непосредственности периода Йомон. Причины этого заложены в идеологических мировоззрениях, господствовавших в Японии. Туземная религия синтоизм слилась с привнесенным буддизмом, породив устойчивую смесь любования природой и отвлеченности от мирской суеты. Искусство японских мастеров керамики своеобразным образом передает в глине и глазури философские взгляды общества тех времен.

Чайная посуда. Для западного образа мышления словосочетание "культивирование непосредственности" может показаться лишенным смысла. Конечно, не подлежит сомнению, что европейское общество после эпохи Ренессанса вполне способно создавать асимметричные пиалы и вазы, соответствующие японской чайной церемонии. Но так же ясно, что к столь "несовершенным" объектам вовсе не будут относиться настолько трепетно, чтобы склеивать разбитую пиалу драгоценным золотым лаком. А японцы делают это и даже дают предметам чайного сервиза имена. Они считают, что посредством фарфоровой посуды осуществляется связь между поколениями, а из разбитого предмета улетучивается сила, передаваемая нам нашими предками.

В такое вот общество пришла Ча-но-ю (горячая вода для чая), или чайная церемония, которая с шестнадцатого века играла главную роль в японской культуре. Особые "мастера чая", в совершенстве изучившие все тонкости его приготовления, наблюдают за выбором посуды, сервировкой, следят за подбором соответствующих картин и цветов. Вполне естественно, что такое отношение к ритуалу отразилось на производстве предназначенной для него посуды.

* Соединение совершенно противоположных стилей остается излюбленной японской техникой.