Эмаль для росписи стела в эпоху Возрождения и Барокко.

ЭМАЛИРОВАННЫЙ ХУМПЕН, Германия  Датирован 1651 г. ЭМАЛИРОВАННЫЙ ХУМПЕН *
Германия 1651 г.
 

Эмаль для росписи стела в эпоху Возрождения и Барокко

Ярким элементом украшения стекла, который немцы заимствовали у венецианцев во второй половине 16 века и с энтузиазмом использовали в 18 веке, было использование эмали для росписи стекла. Первые относящиеся к Германии стеклянные изделия с немецкой геральдикой изготавливались в Мурано для тевтонских заказчиков. К концу века ситуация изменилась. Сохранился целый ряд расширяющихся к краю кубков на высоких ножках, которые могли быть сделаны как в Венеции, так и в стеклодувных мастерских по другую сторону Альп - в Халле, Мюнхене или Праге, в которых итальянскими мастерами-иммигрантами изготавливались стеклянные изделия в венецианском стиле. Другим типом предметов с геральдической росписью последней четверти 16-го - первой четверти 17 века был штанген - высокий, цилиндрический бокал с вывернутой и загнутой ножкой. Многие из гербов принадлежат знатным семьям из Нюрнберга - могущественного независимого города, имевшего торговые связи с Италией. Другая группа штанген раскрашивалась, наверное, в Богемии низкотемпературным обжигом эмалированных аллегорических фигур Славы и Правосудия с гравюр.

В этих примерах произошел синтез венецианского и германского стилей: форма по происхождению немецкая, а украшение, часто гравировкав сочетании с эмалями, указывает на Венецию.

Другая большая группа, главным образом хумпен, была украшена германским национальным символом - двуглавым орлом, гербом Священной Римской империи. В соответствии с резьбой по дереву 16 века, птица изображена с распростертыми крыльями, на которых нарисованы линии гербов. Они дают представление обо всей иерархии империи - от курфюрстов в верхнем ряду до мелких феодалов.  Самый ранний из известных представителей этого типа больших хумпен датирован 1572 годом, а подобные изделия продолжали изготавливаться и в 18 веке, хотя и стали меньшими по форме. Были также "курфюрстовские" хумпен, на которых курфюрстов представляли ряды всадников; хумпен и бокалы для гильдий, часто заказывавшиеся членами гильдий и их друзьями; так называемые ягдхумпен со сценами охоты на оленя, медведя или вепря; и обручальные изделия с именами, датами и гербами обеих семей.

Разновидностью эмалированных сосудов для питья во Франконии были оксенкопф (бычья голова) хумпен, названные так по волшебной горе Оксенкопф в Фихтельгебирге, символически изображаемой с головой быка, лесами, дичью, а иногда с часовней на вершине, опоясанной цепью с висячим замком, которая символизировала минеральные богатства, содержавшиеся в ней.

Искусство росписи эмалями продолжало существовать в германских землях, особенно в Богемии, еще долго в течение 18 века, но скатилось на уровень народного промысла. Уцелевшие изделия - это тысячи маленьких шестигранных фляжек из прозрачного или цветного стекла, расписанные ограниченной цветовой гаммой сельскими и лиственными орнаментами.

Тонкий слой эмали. Более сложной работой, выделившейся из организованных в гильдии мастерских, расписывающих изделия эмалями, было искусство нанесения тончайшего слоя эмали - иногда разноцветного, иногда одноцветного: черного или сепиевого, называемого в Германии шварцлот. Эта техника практиковалась хаусмалерами, которые достигали с ее помощью большего живописного эффекта.

Одним из первых и лучших представителей этой техники был Иоганн Шейфер (1621 - 1670), который работал в Нюрнберге. Как правило, художников вдохновляли гравюры, особенно классических пейзажей, геральдики и предметных сцен. Эти традиции продолжались и в первой половине 18 века в Богемии.

* Этот большой цилиндрический бокал предназначался, по всей видимости, для пива или вина. Он украшен двуглавым орлом Священной Римской империи и гербами входящих в нее земель на крыльях.