Фальшивки и копии

Фальшивки и копии керамики

ДВЕ ДЕЛЬФТСКИХ БУТЫЛИ ДЛЯ ВИНА*

Фальшивки и копии

Большое число подделок старинных изделий - сущее наказание коллекционеров керамики. Многие из них являются честными клонами, сделанными без попытки ввести в заблуждение и нередко современные оригиналу, к примеру, челсийские копии мейсенских статуэток. Отдельные копии, хотя, являются поддельными, специально созданы для того, чтоб заставить покупателя считать, словно он приобретает подлинник. Из подделок встречаются и частичные фальсификации - подлинные изделия, каким-либо способом измененные.

Со времен династии Тан (618 - 906) китайцы оглядывались на более ранние изделия в поисках достойных подражания шедевров. Об обмане не было речи - китайцы весьма любили историю, и, воссоздавая изделия из прошлых эпох, они верили, что устанавливают связь с ними. Согласно с этими убеждениями они ставили на свои копии клейма подлинников.

Какой бы похожей копия ни была, состав материала, форма, глазурь, цвет или узор выдадут ее различие от оригинала. Нереально в точности воссоздать все составные доли и процесс, которыми пользовался автор настоящего изделия: прошлые месторождения глины выработаны, запекать не такая, глазури стандартизованы, формулы утеряны. И, что наиболее значительное, на имитатора бессознательно влияют стили его своего времени и более старинные, неизвестные тому мастеру, которого он копирует. От этого практически нереально отвлечься, и еле видные их элементы неминуемо проявятся в формах или узорах.

Определение подлинности изделия включает все вышеперечисленные параметры. Марки подделывались с того самого дня, как в Мейсене впервые поставили клеймо из 2-х скрещенных мечей в районе 1724 г.. Этот штамп стал символом качества, и многие английские фабрики (Ворчестер, Дерби, Лоустофт, Лонгтон Холл) в сер. 18 столетия помещали его на свои изделия.

Самыми многочисленными и трудноопределимые для любителя подделки делались в Париже Эмилем Самсоном во II-й половине 19 столетия. Большая часть из них, в особенности копии мейсенекой продукции, весьма похожи на оригиналы. Хотя твердый фарфор английских копий, которые обязаны были бы быть из мягкого фарфора, выдает их происхождение. В большей части случаев Самсон ставил штамп с номером, или собственную свою марку, или и то и иное. Время от времени их стирают, чтоб сделать сходство полнее.

Из очень известных современных фальсификаций нужно заявить о старых блюдах, в большей части мейсенских, китайских или японских, с которых стерли роспись и заменили иной, напоминающей узоры на максимально ценной посуде. Подобные изделия весьма сложно отличить от подлинников.

* Подделка 1930-х г. (слева) и оригинал (справа), 184 мм.