Фарфор 15 века Йонгл, Ксуань Де и Шен-Хуа

БЛЮДО Фарфор; начало 15 в.

БЛЮДО БЕЛОЕ С СИНИМ *
Фарфор; начало 15 в.
 

Фарфор Йонгл, Ксуань Де и Шен-Хуа

Среди наиболее ценной китайской керамики, наряду с пятью видами классической керамики в период династии Сун, можно назвать фарфор 15 века в период правления Йонгл (1403 — 1423), Ксуань-де (1425 — 1436) и Шен-хуа (1465 — 1487).

В начале 15 века белой-голубой фарфор раскрашивался серовато-синей кобальтовой краской, содержащей случайные, более темные примеси, в результате чего получался эффект "накопления и нагромождения краски", характерный почти для всего фарфора этого периода. Гончары династии Цин старались подделать этот недостаток, но результат выходил слишком механическим.

В то время как в 14 веке главная тематика живописного декора занимала сравнительно мало места, сосредоточенное между многочисленными полосками менее существенного декора, в керамике 15 века главная тема занимает первостепенное значение, а вспомогательные лишь поддерживают ее и подчеркивают изменившиеся контуры сосуда. В качестве декоративных мотивов изображались вьющиеся растения, птицы и животные и очень редко люди. Среди полых сосудов 15 века изготавливались фляги, имеющие форму плоского диска, бутыли грушевидной формы с узким горлом наподобие трубы, гуани, чаши в форме лотоса и блюда с простым декором и углубленным центром.

С начала 15 века на фарфоре стали делать насечки шести видов (или, реже, четырех видов) с царственными знаками отличий, начали покрывать изделия прочной имперской желтой глазурью, а также яркой серо-красной эмалью поверх глазури.

Шен-хуа считается наиболее утонченным фарфором династии Мин. Как на бело-голубом, так и на многоцветном фарфоре декор выглядит скучным по сравнению с керамикой начала 15 века. Меньше разнообразия в растительных стилизованных мотивах, особенно в листьях и головках цветов. В царствование Шен-хуа сокращается число "дворцовых чаш" и изысканных дукай (фарфора с контрастным сочетанием цветов). Первые отличались тонкой гончарной работой и намеренно расписывались волнистыми мотивами вместо вьющейся листвы; цветы расписывались мягкой серовато-синей кобальтовой краской с малым содержанием черных примесей или вообще без них. Фарфоровые изделия дукай неизменно меньших размеров, расписывались сочетанием подглазурной синей контурной краски и надглазурных желтых, серо-красных, фиолетово-коричневых, зеленых и черных эмалей.

*Заостренный или волнистый орнамент продолжает традицию 14 в., но расположение декора и его уравновешенность характерны для начала 15 в. Симметричное расположение синего декора на фоне белого фарфора отличается совершенством.