Фарфор Чжен-Де, Джиа-Джин и Краак

КувшинФарфор; 1465-1487

КУВШИН *
Фарфор; ок. 1465-1487
 

Фарфор Чжен-Де, Джиа-Джин и Краак

Фарфор Чжен-Де

Фарфор периода Чжен-де (1506 — 1521) включает в себя два вида бело-голубого фарфора. В первую группу входят главным образом блюдца, большие кувшины для вина и чаши, расписанные драконами, опутанными завитками лотоса с заостренными цветами и небольшими волнистыми листьями. Для второй группы характерны арабские или персидские надписи в окружении растительного орнамента. В большинстве своем эта керамика предназначалась для украшения стола ученого — это были подставки для кистей, коробочки для ручек, патроны для ламп. Густая глазурь имела обычно голубоватый или сероватый цвет.

Фарфор Джиа-Джин

Значительное увеличение экспортной торговли в начале 16 века явилось в некоторой степени причиной общего ухудшения качества китайского фарфора. Однако было изготовлено некоторое количество прекрасных изделий. Например, импера-торский фарфор Джиа-джин (1522 — 1566) отличается красотой и энергичностью исполнения, хотя ему и недостает утонченности и изящества линий 15 века. Главными символами религии даоизма являются многие популярные сюжеты, такие, как журавль, олень, сосна и гриб лин-чжи, связанные с даоизмом. Эта тематика в какой-то степени присутствовала в керамике до конца династии Мин.

Недаоистские сюжеты, например играющие дети или собрания важных сановников или ученых, также изображались на керамике Джиа-джин. Вечный дракон теперь приобрел вид сороконожки и превратился в почти забавное существо. Обычно характерен обильный многоцветный декор. В 16 веке синий цвет использовался не только как контурная краска, но и тонким слоем наносился сверху. Фарфор Джиа-джин имел белую основу, покрывался прозрачной голубоватой глазурью и блестящей лиловато-синей подглазурной краской, которая струилась по рисунку и затушевывала его.

Некоторые вывозящиеся на экспорт изделия украшались европейскими, в основном иберийскими мотивами, с надписями на португальском языке, и не отличались хорошим качеством.

Фарфор Краак

В царствование Лон-цин (1567 — 1572) и Ван-ли (1573 — 1619) продолжались традиции, установленные во время Джиа-джин. В 1570-е годы появился новый тип фарфора, украшенного повторяющимися, обычно прямоугольными панелями, каждая из которых заключала определенный мотив. Эта керамика получила название краак; это слово голландского происхождения, и, вероятно, изделия из фарфора были названы так потому, что перевозившие их португальские корабли назывались карраками. Этот фарфор был продан на аукционе в Голландии, и среди покупателей, заплативших наиболее высокую цену, были французский король Генрих IV и английский Джеймс I. Вскоре возникла мода на считавшийся до той поры исключительной редкостью фарфор. Недавно созданная Ост-Индская компания быстро осознала коммерческую ценность краакского фарфора и начала вывозить его за границу в большом количестве.

*Рисунок расписан красками в утонченной, несколько вялой  манере, характерной для того времени, подглаэурная синяя краска использовала в качестве контурной и контрастирует с надглазурной желтой, серо-красной, фиолетовой и зеленой.