Фарфор Мейсен

Чайник Мейсен. Бетгерская обливная керамика и серебро; 1710-1712 г.Фарфор Мейсен

ЧАЙНИК
Мейсен. Бетгерская обливная керамика и серебро; 1710-1712 г.
Этот чрезвычайно редкий экземпляр украшен Muschelschliff, срезанными и тщательно полированными вогнутыми гранями. Мастерство огранки и полировки драгоценных камней было развито лучше других ремесел в Саксонии с конца 16 в. Особого расцвета по распоряжению Августа Сильного оно достигло при Бетгере в 1710г.
 

По повелению курфюрста Саксонии Августа Сильного эксперименты по производству настоящего твердого фарфора проводились в Германии в конце 17-го века графом Эренфредом Вальтером фон Чирнгаузеном (1651 - 1708) и алхимиком Й. Ф. Бетгером (1682 - 1719); и фарфор был успешно получен к 1708 - 1709 году.

В 1710 году Август основал фабрику по производству керамики в Мейсене, неподалеку от Дрездена. Изделия, выпущенные в первые годы работы фабрики, отличаются необычайной твердостью и темным, красновато-коричневым цветом материала, получившего название Бетгерская керамика. Она выпускалась только до 1717—года и пользуется большим спросом среди коллекционеров. Основная масса продукции подражала китайским оригиналам (частично стилю Йиксинг) и европейским стеклянным и серебряным изделиям барокко (наиболее известным создателем моделей из серебра и керамики был Й. Ирмингер).

Ранний мейсенский фарфор (называемый беттерским) был кремового цвета или, скорее, цвета темной слоновой кости и покрыт толстым слоем глазури. Формы либо повторяли изделия из керамики, либо копировали китайские оригиналы. Большая часть изделий не украшалась.

статуэтка Мейсен. Твердый фарфор; ок. 1740 г.СТАТУЭТКА
Мейсен. Твердый фарфор; ок. 1740 г.
Автором этого великолепного Арлекина является И. И. Кендлер. Яркие краски и ощущение сдержанности и равновесия служат примером стиля барокко, ярким представителем которого можно назвать Кендлера.

В 1720-е и в начале 1730-х годов в Мейсене стали играть главную роль художники, из которых надо выделить И. Г. Герольдта. Он ввел в употребление новую палитру ярких красок, включая красный, багровый, бирюзовый и желтовато-зеленый. Еще он пользуется известностью за свой особенный, "китайский" стиль - воображаемые сюжеты на китайские темы на щитах или пластинах, обычно заключенных в тщательно выписанные орнаментальные завитки в стиле барокко или же в лиственные или переплетающиеся орнаменты. Они часто были розовато-коричневого цвета, который имеет небольшой блеск и иногда называется Бетгерской майоликой.

Мейсенские изделия легко отличить по белому, стеклистому корпусу (неглазурованные участки имеют меловую структуру), а раскрашены они бывают в серый, молочно-бирюзовый, очень чистый желтый; контуры росписи резко очерчены.

Излюбленным мотивом узора была сильно стилизованная, яркого цвета линейная роспись цветами (заимствованная из восточных источников), известная под именем indianische blumen (индийские цветы). Цветной фон появился в 1726-1727 году, ас 1721 года проводились опыты с синим цветом под слоем глазури.

В 1730-е годы вкусы в выборе орнамента сместились в сторону европейских узоров, и в начале этого десятилетия индийские цветы уступили место более естественным европейским (deutsche blumen). В 1740-е годы усилилась тенденция брать за основу французские источники (Ватто, Греузе и Патер), продолжая линию естественности (особенно в росписи цветами, которая стала более непринужденной к 1750-м годам - как manierblumen) и введя батальные сюжеты.

В 1756 году Мейсен был занят прусскими войсками в ходе Семилетней войны, и, хотя фабрика возобновила производство в 1763 году, она уже никогда не смогла вернуть себе былую славу. В конце 18 века изделия украшались в неоклассическом стиле, скопированном с продукции Севра.

Чайный и кофейный сервиз. Фарфор МейсенЧАЙНЫЙ И КОФЕЙНЫЙ СЕРВИЗ
Мейсен. Твердый фарфор; 1723-1724.
Каждый предмет расписан китайскими сценами в манере Й. Г. Герольдта. У него был целый альбом эскизов подобных сцен, которым пользовались подражавшие ему художники фабрики. Золотые картуши типичны для раннего Мейсена.

Модельеры. После главенствующей роли художников в Мейсене в 1720-е годы на передний план в последующем десятилетии выдвинулись модельеры. Наибольшей известностью из них пользовался Иоганн Иоахим Кендлер (1706 - 1775). Он начинал с реалистичных фигурок животных, и к 1735 году уже создавал сервизы и статуэтки. Лебединый сервиз из 1000 предметов, самый известный и значительный сервиз 18 века, является одним из его шедевров; он изготовлен при участии Й. Ф. Эберлейна. За свою жизнь Кендлер сделал более 900 моделей. Наверное, одной из лучших является его серия статуэток commedia dell'arte (итальянская комедия). Сделанные им в 1730-е годы статуэтки раскрашены в яркие цвета и служат прекрасным примером стиля барокко. В конце 1740-х годов в его работах стали появляться витые позолоченные основания в стиле рококо, например, как в знаменитой "кринолиновой" группе - статуэтках дам в огромных юбках. Кендлер с трудом шел на уступки стилям рококо и неоклассицизма, однако его модели с 1750-х годов демонстрируют гораздо более спокойную цветовую гамму, а в начале 1770-х годов у статуэток появляются плоские основания. Среди остальных мейсенских модельеров большой известностью пользуется Ф. Е. Мейер (1723 - 1785) за свои забавных пропорций статуэтки, изображающие восточных музыкантов и пышных путти.