Фарфоровые фабрики в Ферстенберге, Франкентале и Людвигсбурге

Антикварный фарфор, история фарфора

СТАТУЭТКА МУЗЫКАНТА *
Людвигсбург. Твердый фарфор; ок. 1765 г.

Фарфоровые фабрики в Ферстенберге, Франкентале и Людвигсбурге

Ферстенберг

Фабрика в Ферстенберге начала производство фарфора в 1753 году. Однако ранние изделия с сероватым корпусом и покрытые желтоватой, иногда с черными пятнами глазурью не имели успеха. Однако, несмотря на это. по крайней мере две заслуживающих внимания серии статуэток были созданы прибывшим из Хехста в 1753 году Симоном Фейлнером: commedia dell'arte (1754) и шахтеры (1757). После 1770 года качество фарфора и глазури улучшилось, и в середине 1770-х годов были выпущены меньшие версии ранних статуэток. Позже фабрика прославилась своими бисквитными (неглазурованными) изделиями.

Франкенталь

В 1754 году Людовик XV издал указ, запрещающий другим фабрикам конкурировать с его Венсеннской, производящей фарфор. Это вынудило Шарля-Франсуа Ханнонга перевезти свое производство из Страсбурга во Франкенталь в Германии.

Фабрика пользуется известностью благодаря своим статуэткам, но также за производство превосходных сервизов. Ее фарфор имеет кремовый, нежно-белый цвет, глазурь иногда желтоватая, однако качество продукции падает начиная с 1774 года. Зачастую сложные группы статуэток иллюстрируют вкусы рококо того времени.

Лучшим модельером был К. Г. Люк (ум. 1775), который примерно с 1756 по 1775 год изготовлял группы статуэток охотников, китайцев и будничные сцены. Изделия также раскрашивались в стиле рококо примерно до 1770 года, когда лидерство захватил стиль Севра.

Людвигсбурге

Одной из последних крупных германских фабрик, начавших производство фарфора, была основанная герцогом Вюртембергским в Людвиге-бурге в 1759 году. Ее дымчато-серый, иногда неравномерно глазурованный фарфор не отличался высоким качеством, однако ценился за прекрасные модели трогательных, даже наивных статуэток в стиле рококо. Примерно до 1770 года использовались пастельные тона, а после этой даты они начали становиться ярче.

 

* Этот музыкант является частью серии из семи моделей вюртембергского придворного скульптора Кристиана Вильгельма Бейера (1725 - 1806) и считается одной из лучших его работ. Мягкие пастельные цвета, нанесенные Д К. Соусенгофером (ок. 1727 - 1802) и несколько наивные формы характерны для статуэток рококо, выпускавшихся людвигсбургской фабрикой в 1760-е гг.