Французская мебель в конце 18 века.

Пара кресел. Печать Жана-Батиста Сена Золоченое дерево; ок. 1780 г. Пара кресел. Печать Жана-Батиста Сена Золоченое дерево; ок. 1780 г. *

К концу периода правления Людовика XV, между 1760 и 1770 годами, стиль рококо, настолько почитаемый в оформлении интерьеров, начал постепенно заменяться внезапно пришедшим неоклассицизмом. Он характеризовался использованием классических архитектурных форм и мотивов - прямых линий, симметрии, каннелюр, пилястр, розеток, львиных масок и лепного орнамента в виде листьев или бусин. Постепенное видоизменение стиля рококо из-за влияния неоклассицизма, перед тем как последний приобрел доминирующее значение, известно как переходный стиль.

В начале переходного периода мебель продолжает иметь криволинейные формы, свойственные рококо, однако уже приобретает неоклассический декор. После и формы мебели начинают включать неоклассические элементы. К примеру, комод сохранял свои изогнутые ножки, а его формы приобрели прямолинейный характер. А в мебели для сидения спинка в форме сердца нередко опиралась на прямые, сужающиеся вниз ножки, украшенные каннелюрами. Такие предметы обстановки и декорировались в том же стиле. К примеру, корпус комода украшался характерным маркетри с цветочным мотивом и декоративным фризом с волютами; угловые вставки из золоченой бронзы временами украшали триглиф (прямоугольную каменную плиту с 3-мя продольными врезами, применяемую в дорическом фризе) и козырек (нижний выступ), сделанный на фимиаме.

К 1770 г. неоклассицизм практически целиком вытеснил стиль рококо. Хотя при оформлении интерьеров классический стиль применялся не формально, а вполне причудливым образом, что придавало стилю элегантность и соответствовало легкому архитектурному оформлению интерьеров того времени.

Людовик XVI. В период правления Людовика XVI (1774 - 1792) возникло несколько новых типов мебели; а сделанная ранее приспосабливалась к новому времени. Мебель для сидения утратила все черты стиля рококо: ножки стали обточенными, сужающимися вниз и с каннелюрами; место соединения м/у ножками и перекладинами делалось в форме куба с розеткой; квадратные спинки и отлитые рамки сидений декорированы классическими фризами, к примеру перекрученной лентой. У кроватей и консольных столиков возникли более изящные, каннелированные подпорки в виде колонок и архитектурные фризы.

Закрывающаяся мебель к тому же приобрела прямоугольный вид. Комоды нередко имели прямоугольную форму, впрочем время от времени передняя часть была как бы разорванной (центральная его часть напоминала по форме выступающую панель) или имела форму полумесяца. Все виды письменных столов и секретеры делались прямоугольной формы, с прямыми, сужающимися вниз, точеными или прямоугольными ножками. Верхняя часть была как правило украшена греческим фризом, а важнейшая панель декорировалась литым орнаментом из золоченой бронзы. Консольный столик из багряного дерева, к тому же из оригинальных нововведений того времени, опирался на ножки в виде колонн.

Закрывающуюся мебель продолжали украшать красочным маркетри. Максимально распространенными мотивами были руины, экзотические предметы, к примеру, китайская посуда, и сложные геометрические формы. Хотя, постепенно простая отделка, в особенности красным деревом, начала вытеснять маркетри. Для отделки использовалась декоративные породы дерева (древесина с отчетливыми волокнами), подчеркнутая тонким рельефным узором из золоченой бронзы, и вост. лаки. Панели из цветного твердого камня или маркетри в стиле "буль" нередко брались из старой мебели эпохи Людовика XIV и прикреплялись к новым комодам и шкафам и облицовывались черным деревом. Закрывающуюся мебель украшали дисками из севрского фарфора.

Купля-продажа. В 18 веке возникла группа дельцов, занимавшихся куплей-продажей мебели, в функции которых входило снабжение мебелью и декоративными предметами богатой клиентуры. Благодаря такому положению этим купцам удавалось приобрести определенное влияние не только лишь на маркетинг, однако тоже на конструкцию мебели.

Лазар-Дюво, один из максимально известных поставщиков мебели в эпоху Людовика XV, занимался дизайном предметов, которыми он снабжал любовницу короля мадам де Помпадур и иных. Дело кончилось тем, что под контролем таких купцов оказалась работа всех специалистов по изготовлению мебели. Доменик Дагер, наиболее небезызвестный из купцов окончания 18 столетия, оформлял заказы на рисунки, заказывал таблички определенной формы и декора из Севрской фарфоровой фабрики, покупал покрытые лаком шкафы, чтоб снять с них декоративные панели и заменить вставками из золоченой бронзы в исполнении талантливых мастеров. Т.о., на долю столяра-краснодеревщика оставалось только оформить каркас мебели и произвести ее конечную сборку, что сводило его роль дизайнера до простого исполнителя.

*Спиральные ножки с  каннелюрами, спинка во форме ширмы и  тонкая резьба характерны для  творчества Сене, одного из  крупнейших мастеров по изготовлению стульев в неоклассическом стиле.