Французское влияние на английских мастеров

Кресло. Мастерская Марша и Тейтема. Позолоченное деревоКРЕСЛО

Мастерская Марша и Тейтема. Позолоченное дерево; ок. 1800 г. Часть комплекта мебели, выполненного для Паудерхэмского замка в Девоне. Заметно влияние мастеров по изготовлению стульев эпохи Людовика XV). Дельфин, атрибут Нептуна, нередко встречается на мебели эпохи Регентство; тут он представляет фамильный герб.

Важную роль в распространении французского неоклассицизма в творчестве английских мастеров по изготовлению мебели в итоге 18 века принадлежит архитектору и дизайнеру Генри Холланду (1745 - 1806). Главными его произведениями в 1780-е и 1790-е годы были работы для принца Уэльского в Карлтон-Хаусе в Лондоне и в Королевском павильоне в Брайтоне. Он тоже изготавливал мебель для 5-го герцога Бедфордского в Вобурне и Сэмюэля Уитбреда в Саутилле, обе мастерские в Бедфордшире, и для второго графа Спенсера в Олторпе, Нортхэмптоншир. Большая часть сохранившейся мебели этого периода несет в себе галльское влияние, и кое-какие предметы, без сомнений, сделаны по проекту самого Холланда. Та немногая мебель, которая определенно приписывается Холланду, как, к примеру, мебель в Королевском институте Британских архитекторов в Лондоне и в библиотеке Пьерпонт Моргана в Нью-Йорке, весьма напоминает работы французских мебельных мастеров в поздний период стиля Людовика XVI, и в том числе родившегося в Германии Адама Вейсвеллера (1744 - 1820).

В Саутилле сохранилось несколько невысоких буфетов с мраморным верхом и книжных шкафов, которые, вероятно, были сделаны по проектам Холланда королевскими мастерами по изготовлению мебели Элвардом, Маршем и Тейтемом из Лондона (их мастерская существовала в 1774 - 1840 гг.) Их произведения послужили прообразом англо-французского стиля в начальный период Регентства. В целом облик таких миниатюрных шкафов напоминает комоды парижских краснодеревщиков, этих, как Клод-Шарль Сонье (1735 - 1807), Жан-Анри Ризенер (1734 - 1806) и Вейсвеллер. В богатой отделке этой мебели применялись изящные вставки из золоченой бронзы, позолоченные колонки и мраморный верх, все под влиянием Франции.

Английские миниатюрные кабинеты вышеуказанного типа нередко имели дверцы, обшитые плиссированным шелком (как показано в книгах со стилями мебели того времени), временами дверцы делались в виде решеток. Миниатюрный шкаф оставался в моде протяжении целого периода Регентства, к сер. века все более и более теряя собственную элегантность. Последним экземплярам недостает пропорций и утонченности более ранних образцов.