Галле, Тиффани и Лалик

ЛАМПА "СТРЕКОЗА" *
Мастерские Тиффани. Ок. 1900 г.

Галле и Тиффани

Подводя итог краткой истории производства стекла, необходимо еще упомянуть Эмиля Галле (1846 - 1904) во Франции и Луи Комфорта Тиффани (1848 - 1933) в Америке. Идя различными путями, два этих мастера использовали все разнообразие новых художественных технологий, разработанных в 19 веке специально для того, чтобы вывести производство стекла из застойного повторения ранее известных стилей. Их движение получило название "Модерн".

Отцу Галле в Нанси, старинном центре производства стекла в Лорейне, принадлежала фабрика по производству стекла и фаянса. Галле вырос страстным поклонником природы, что наложило отпечаток на всю его работу. Наибольшую известность принесло ему создание необычных ваз и парфюмерных сосудов с помощью технологий камеи и инкрустации. Здесь заметно влияние китайского оправленного стекла Чьен Лунг.

Собственные работы Галле в этой области отличались большой сложностью, основываясь на смене цветов различных слоев стекла, резьбе инкрустированных фрагментов и узорах естественных форм, но зачастую стилизованных до уровня абстракции. В то же время его фабрика в больших количествах выпускала более обыденные изделия и повторяющуюся коммерческую продукцию.

Кроме мастерской Даума, находившейся также в Нанси, заметным представителем модерна был Луи Комфорт Тиффани из нью-йоркской ювелирной фирмы, основанной в 1837 году. Он готовился стать художником и особенно интересовался прикладным искусством. В 1879 году он основал собственную компанию, которая пользовалась известностью за дизайн интерьеров с особым упором на элементы из цветного стекла, витражи и люстры в стиле модерн. К концу века, совместно с Артуром Нэшем из Стаурбриджа, Тиффани сосредоточился на совершенствовании переливчатого стекла. Он изготовил знаменитую серию сделанных вручную стеклянных художественных ваз, называемых "Фавриль".

Этим пользующимся успехом сериям подражали многие имитаторы, среди них германская фирма Лоец.

Рене Лалик

Наиболее знаменитым из всех дизайнеров стекла этого века (19-го), несомненно, является Рене Лалик. Он начинал свой путь как дизайнер брильянтов в ювелирной промышленности и экспериментировал с различными материалами, пока не соприкоснулся со стеклом. В 1902 году он основал небольшую мастерскую, которая изготавливала изделия методом литья по выплавляемым восковым моделям. Вскоре он стал проектировать флаконы для духов, а после Первой мировой войны создавал дизайны освещения из стекла и другие декоративные элементы для роскошных океанских лайнеров и крупных городских учреждений. Он изготавливал множество разнообразных предметов обычно методом литья или формовым. Материалом часто служило переливчатое стекло с голубоватым оттенком. Хотя Лалик прекратил работу в начале Второй мировой войны, его мастерство в создании сложных стилизованных дизайнов редко кому удается превзойти.

* Эта великолепная лампа установлена на основание из бронзовых "черепаховых" переливающихся стеклянных пластинок и крошечных мозаик.