Голландский неоклассицизм

С приходом неоклассицизма декоративная отделка мебели стала более симметричной и сдержанной; цветы  появлялись только в некрупных букетах или на ветках на вставленных лакированных панелях. Во 2-й половине 18 столетия в Голландии продолжалась мода на английскую и французскую мебель до такой степени, что голландские мебельные мастера ощущали, что ввоз, в особенности с позиции Франции, подрывает их жизненное существование. В 1771 г. в итоге протестов Амстердамской гильдии был запрещен весь заграничный ввоз мебели. Высокий уровень мебельного мастерства в Голландии поддерживался Амстердамской гильдией Джозефа, которая требовала, чтоб вся мебель, сделанная там, имела печать мастера.

На протяжении последних десятков лет 18 столетия, когда голландские мастера в особенности преуспевали, в Голландии распространена была французская версия неоклассицизма. Изгибы рококо уступили место прямоугольным формам и прямым, сужающимся вниз ножкам у сундуков, столов и стульев. К этому времени крассное дерево во многом вытеснило грецкий орех, однако атласное дерево продолжало нередко использоваться. Голландские мастера продолжали специализироваться в маркетри из экзотических пород деревьев, нередко создающих иллюзию архитектурных деталей, к примеру, каннелюр (желобков). Вставки из золоченой бронзы стали использоваться реже, однако в маркетри порой включались лакированные панели.

Типично голландским предметом обстановки этого периода стал тип комода-буфета, в нижней части которого располагался стенной шкаф или буфет с 2-мя дверцами, над которым возвышались полки, а в центре всей конструкции порой стоял таз. Боковые откидные доски давали дополнительное место.

В начале 19 столетия французское неоклассическое влияние усилилось благодаря Луи Наполеону, который в 1808 г. решил превратить городскую ратушу в Амстердаме в королевский дворец и взял на службу подобных голландских мастеров, как Карел Брейтспраак (годы работы около 1795 - 1810) и Йозеф Куэл, которые выпускали модную мебель в стиле ампир, представленном французскими мебельными дизайнерами Персье и Фонтеном в их книжке по дизайну "Собрание декораций интерьеров" (1801). Эта книга пользовалась огромной популярностью в Голландии, как и в иных странах Европы, и по большей части способствовала более осторожному применению вставок из золоченой бронзы в качестве контраста с темными породами древесины, которые были тогда в моде. Сплошное золочение богато украшенной резьбой мебели тоже было характерно для позднего ампира, который сохранялся некоторое время после падения Наполеона.