Игрушечные поезда

Паровой локомотив и тендер. Марклин. Ок. 1909 г.

Паровой локомотив и тендер. Марклин. Ок. 1909 г.
Нарисованные заклепки часто можно увидеть на ранних марклинских локомотивах больших размеров.

По детским комнатам прошлого разъезжали жестяные паровые или заводные игрушечные поезда, которые вызывали в подростках волнующие мечты о профессии машиниста.

В 19 веке железная дорога открыла пустовавшие до нее пути и объединила огромную территорию Соединенных Штатов. Потому неудивительно, что отдельные из 1-х игрушечных поездов были американскими. В 1856 г. в Форествилле, штат Коннектикут, Джордж Браун стал выпускать яркие поезда с трафаретным рисунком и простым заводным механизмом. В то время поезда ездили по полу без рельсов. Считается, что рельсы первым сделал Иссмайер из Нюрнберга - в 1866 г., когда сделал 1-ю кольцевую дорогу.

С течением времени в игрушечных поездах в роли движущей силы стал применяться пар, и данные экземпляры оставляющие лужи и беспорядок стали популярны в детских комнатах. В Англии производители научных приборов, к примеру Ньютон, выпускали совершенные и красивые модели практически целиком из бронзы. На них устанавливались спиртовые горелки, кои нагревали воду в котлах и превращали ее в пар, который толкал цилиндры.

В тот период еще не была стандартизирована ширина колеи, и размеры поездов были самыми различными. Это значило, что паровоз одной компании мог не подойти к вагонам иной. Возникали сложности экспорта.

К 1900 г. германские производители надежно обосновались на рынке игрушечных поездов. 3-мя лидерами были Гебрудер Бинг, Каретте и, наверняка, самые небезызвестный из них - Марклин. Он стандартизировал масштабы своих поездов (эти по рельсам Мархлина, представленным на Лейпцигской ярмарке 1891 г.): масштаб 0: 32 миллиметра (11 /4 дюйма), 1:45 миллиметра (13/4 дюйма), 2: 51 миллиметр (2 дюйма). Единственным оставшимся расхождением был масштаб 3: 64 миллиметра (21/2 дюйма) для всех изготовителей, кроме Марклина, который пользовался масштабом 75 миллиметров (3 дюйма).

Американская корпорация Айвз приняла масштаб 0, французские изготовители, самое существенным из которых были Радигует и JEP (Jouets en Paris), приняли масштабы 0 и 1.

Самое популярными масштабами в 1900-е годы были 2 и 3.

Просто странно, что большие поезда таких масштабов предназначались для домашней игры. Хотя стоит помнить, что данные игрушки предназначались для деток богатых семей, в чьих домах обязаны были быть крупные помещения. Постепенно игрушечные поезда становились менее и дешевле, так как производители старались сделать их доступными для более широкого круга покупателей.

В начале 20 столетия возникли 1-е электрические модели. Они были огромными, неопрятными и потенциально опасными: в домах еще не было электричества, так что для длительной службы игрушки нужны были огромные батареи, создававшие риск поражения током.

В Англии 2 поклонника железных дорог - В. Дж. Бассет-Лоук и Гарри Франклин выпускали недорогие, качественные модели поездов, чтоб удовлетворить растущий спрос на них как с позиции деток, так и взрослых. В 1900 г. Бассет-Лоук и его главный дизайнер Генри Гринли побывали на Парижской выставке. На обоих произвела впечатление продукция Каретта, Марклина и Бинга. Бассет-Лоук и Бинг подписали соглашение, по которому Бинг обязался совершать поезда по дизайну Гринли, для Англии. Так родились I-е коммерческие британские модели поездов. К 1902 г. они возникли в магазинах и имели огромной удача. Г. спустя Бассет-Лоук начал выпуск собственных поездов на фабрике в Нортгамптоне. Первым был локомотив и тендер. Леди Озера, масштаба 1. Этот поезд назывался к тому же 2-2-2 (2 колеса спереди, 2 в середине, 2 сзади).

I-я мировая война послужила причиной спада в создании игрушечных поездов повсюду. Индустрия снова оживилась в 1920-е годы, возникли новые имена. Самое существенным был Хорнби, кои сделал весьма простой заводной локомотив 0-4-0, тендер и открытый вагон. Сначала они соединялись вместе болтом, как и иные конструкционные игрушки Хорнби, после более классической спайкой. В 1927 г. Хорнби выпустил I электрический набор. К сер. 1930-х гг. возникли известные 20-вольтовые наборы с огромными фарами, вставленными в трубу спереди.

В Соединенных Штатах основанная в 1901 г. корпорация Лайонел выпускала весьма реалистичные, мощные поезда в своем масштабе - 21/8 дюйма (54 миллиметра), который дерзко называли "стандартным масштабом". Иным американским конкурентам пришлось принять этот размер, так как их поезда, сделанные по европейским меркам, вдруг стали нестандартными. Впрочем масштаб 0 все еще использовался, стандартный был гораздо популярнее. Немецкие изготовители, кои занимали главенствующее положение в Соединенных Штатах до 1910 г., стали терять свои позиции, так как их поезда не соответствовали принятому в Америке масштабу. Фирма Лайонел работала с большим успехом вплоть до паники на Уолл-Стрит в 1929 г., когда она остановила изготовление.

1920-е годы принесли тоже перемены в известности европейских масштабов. В начале десятилетия лидировал 0, 1 клонился к упадку, 2 и 3 почти пропали. Хотя в 1930-е годы 0 масштаб стал вытесняться новым, 00. Он был так маленьким, что вся металлическая дорога могла уместиться в одной маленький помещении. В 1922 г. этот масштаб был поставлен на коммерческую основу компанией Бинг по специальному заказу Бассет-Лоука, который так описывал собственную точку зрения на это нововведение:

"Когда строители упорно стремились строить все более компактные дома с меньшими комнатами, я предвидел необходимость в еще меньшем, чем 0, масштабе. Я привез из Германии модификация железной дороги вполовину меньшего размера, с шириной колеи 5/8 дюйма. Это было неказистое жестяное изделие, однако его появление в Англии заложило важный краеугольный камень в истории моделей железных дорог".

К 1935 г. Бассет-Лоук сделал новую железную дорогу (Твинтрейн рейлвей, или Трикстрейн рейлвей), на которой по одним и тем же путям ездило 2 электрических поезда, однако с различными скоростями. Изначально она делалась в Нюрнберге, однако после явного успеха изготовление было организовано в Нортгамптоне. В 1938 г. в пику конкуренту Хорнби выпустил свою дорогу с 2-мя поездами, знаменитую Дубло с разными аксессуарами.