История керамики

Антикварная керамика, история керамики, керамические изделия

История керамики

Дошедшие до нас из глубины веков произведения керамики обладают непосредственностью, которая не сравнима со многими другими видами антиквариата. Эти изделия, сохранившиеся в хорошем состоянии до наших дней, почти точно доносят до нас талант мастера, как будто только что вынувшего его из печи.

Изделия из керамики были первыми, которые начали делать люди первобытного общества. Поскольку основные материалы — глина и вода — и основные приемы изготовления оставались неизменными на протяжении тысячелетий, все античные изделия из керамики похожи по внешнему виду.

Наиболее простым способом изготовления керамических изделий было раскатывание глины в виде колбасы вручную, а затем обматывание ее вокруг круглого основания. Получаемые таким образом керамические изделия различались по форме в зависимости от того, предназначались ли они для переноски воды, хранения муки или приготовления пищи. Подсохшие изделия прокаливались на огне при низкой температуре обжига для получения терракоты, но из-за своей хрупкости они были очень непрочны. Но именно по сохранившимся изделиям из терракоты мы можем получить представление о многих ранних цивилизациях. Революция в технике изготовления изделий из керамики наступила с появлением гончарного круга, возможно, в Египте примерно в 1500 году до н.э. Глина помещалась в центре диска, гончар вращал круг рукой или ногой и руками придавал изделию нужную форму. Для гончарного круга, с помощью которого получались изделия с более тонкими стенками, чем те, что получались при простом раскатывании, требовалась и более очищенная глина и лучший контроль за процессом обжига в печах.

Глина, обжигаемая при низкой температуре, не является водонепроницаемой, но может стать такой, если покрыть ее глазурью (слоем прозрачного, стекловидного материала). Ранние глазури изготавливались из разнообразных природных материалов, включая природную глину, смешанную со свинцом, бурой, оловом или содой со стеклом или кремнием. Для покрытия керамических изделий глазурью на основе соли в печь для обжига помещают соль и доводят температуру примерно до 1000 градусов; при этом соль образует тонкое керамическое покрытие. Важный переворот в производстве керамики произошел в Китае в 7 веке н.э. в связи с открытием каолина (китайской глины). В смеси с "петунце" (китайским камнем) и при температуре обжига около 1300 градусов она становилась прочной, приобретала белый цвет и прозрачность и при постукивании издавала музыкальный звон; так получили прочный настоящий фарфор.

Ранние изделия из фарфора украшались насечкой, гравировкой или литьем, но позже техника нанесения подглазурной краски в качестве украшения стальных, медных или кобальтовых изделий, применяемая к другим керамическим изделиям, была применена и к фарфору. В начале 14 века применялась лишь медно-красная и кобальтовая синяя краска, единственные два цвета, способные выдержать высокие температуры обжига.

В 13 веке историю керамики продолжили изделия из китайского фарфора, которые начали изредка появляляться в Европе. Европейцы восхищались ими, но не знали, из чего они сделаны, и пытались подражать им, вместо подлиного фарфора на основе твердой глины создавая мягкий искусственный материал. Первые эксперименты в этом направлении были предприняты в Италии во времена правления Медичи в конце 16 века, но эти попытки оказались безуспешными, и Европе приходилось довольствоваться восточным импортом до тех пор, пока во Франции не было вновь открыто искусство создания фарфора на основе мягкой глины в конце 17 века.

В Европе право открытия рецепта подлинного фарфора в конечном итоге принадлежало в 1708 году немцу Иоганну Бетгеру, уроженцу Мейсена, близ Дрездена. Весть о том, что секретной составной частью фарфора является каолин, быстро распространилась по всей Европе. В Англии было мало заводов, где изготавливался настоящий фарфор; в основном изготавливали искусственную глину, содержащую различные ингредиенты, такие, как мыльный камень, костная зола или стекло.

Но фарфор не заменил собой гончарные изделия. Их производство обходилось дешевле и, до тех пор, пока Иошия Веджвуд не поднял их до новых высот в во второй половине 18 века, благодаря добавлению яшмы (при которой получались белые декоративные керамические изделия из тонкой глины), базальтов (дававших черную неглазурованную керамику) и получению, изящной керамики кремовых тонов, они обычно создавались для менее обеспеченных слоев населения. Гончары часто предпринимали попытки перевести фарфоровые фигурки Челси и Мейсенской мануфактуры в керамику, достигая весьма приятных результатов.