История китайского фарфора

Китайская керамика, китайский фарфор

ВАЗА ДЛЯ УКРАШЕНИЯ БАЛЮСТРАДЫ *
Фарфор ок. 1662 - 1722

 

История китайского фарфора

Китайцы начали изготавливать изделия из глины примерно в начале 5-го тысячелетия до н.э. Но наиболее утонченные изделия созданы ими из фарфора.

Китайцы начали изготавливать прекрасные гончарные изделия начиная с периода неолита (ок. 5000 — ок. 2000 гг. до н. э.) Некоторые из этих наиболее ранних изделий лепились из глины вручную, затем обжигались в специальных печах при низких температурах и украшались минимальным повторяющимся орнаментом в виде вмятин и зубцов. Другие изделия были достаточно сложными; их аккуратно отполированные стороны окрашивались в черный и фиолетовый цвет и украшались живым геометрическим орнаментом или резко очерченными контурами, что достигалось поворотом гончарного круга.

Гончарные изделия, полученные при высокой температуре обжига (при нагревании до очень высокой температуры), появились во время династии Шан (ок. 1525 — ок. 1027 гг. до н. э.), наряду с белыми гончарными изделиями. Они отличались прекрасно вылепленными формами и украшались сложным орнаментом под бронзу. Для водонепроницаемости эта керамика покрывалась глазурью.

Очевидно, древние гончарные изделия выполняли две функции — утилитарную и обрядовую. Последние изделия, часто более впечатляющие на вид, сделаны хуже, чем непритязательные изделия для бытовых нужд.

Изделия, покрытые свинцовой глазурью

В период правления династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) появилась сверкающая плотная свинцовая глазурь, которая изменила внешний вид керамических изделий. Глазурь получалась либо цвета желтой охры (при добавлении чистого свинца) или зеленого цвета (свинец и медь). Почти все сохранившиеся изделия, покрытые свинцовой глазурью, входили в минкви (оборудование захоронения); глиняные блюда и кувшины делались для замены дорогих бронзовых ритуальных сосудов; из глины выполнялись модели ферм, скотных дворов, загонов для скота, жвачные и домашние животные, а также сторожки у ворот, сторожевые башни, таоистские горы и дикие животные, например носороги.

После династии Хань применение свинцовой глазури пошло на убыль и не возобновлялось до второй половины 6 века. Во время династии Тан (618 — 906 гг.) для получения большего эффекта применялись многоцветные и трехцветные свинцовые глазури. Белые, желтые, зеленые или синие краски разбрызгивались или губкой наносились на фигурки, участвующие в похоронных процессиях, и другие элементы, изображенные на тонкой белой поверхности глиняного сосуда и свидетельствующие о высоком мастерстве мастеров северных провинций Китая этого периода. Некоторые виды гончарных изделий, покрытых свинцовой глазурью, выглядели несколько проще, чем изделия для оборудования захоронения, и вывозились на экспорт.

Раскопки в местах обжига керамики близ Луана и Аньана в северном Китае показали наличие как многоцветных, так и белых керамических изделий. Наиболее ранние полихромные изделия, покрытые глазурью, были выкопаны из захоронения конца 7 века.

Фарфоровые изделия

Параллельно с развитием многоцветных гончарных изделий с белой основой в Северном Китае шло и развитие фарфоровой керамики, ближайшего предка подлинного фарфора. Эти полупрозрачные белые изделия считались слишком изящными для того, чтобы давать их в качестве дани императору. На некоторых изделиях раннего периода рисунок строился на основе изделий из серебра, многие из которых имели форму, характерную для Западной Азии, но многие другие изделия были оставлены без декора и, возможно, предназначались для домашнего использования или для экспорта. Белые изделия простой формы, относящиеся к 9 веку, были найдены в бухте Персидского залива и в Самарре в Ираке, что говорит о широком распространении экспортной торговли.

* Живописное изображение ландшафта и горы соответствует стилю периода Канкси (1662 — 1722).