История ковров

Ковер с узором «Арабеска» или «Лотто». Анатолия. Шерстяной ворс на шерстяном грунтовом переплетении. 17 в.

Ковер с узором «Арабеска» или «Лотто». Анатолия. Шерстяной ворс на шерстяном грунтовом переплетении. 17 в.

Иногда под ногами может оказаться настоящее сокровище древнего искусства ковер или коврик с экзотическим узором. Изящным орнаментом ковров восхищались знаменитые итальянские художники и великий Гоген.

Предполагают, что наиболее ранние "тканые изделия" предназначались для украшения облачений священнослужителей и культовых помещений. Это возможно были занавеси с изображением богов для храмов или святилищ. Так или иначе появление тканых изделий, которые вешали на стену или стелили на пол, практически совпадает по времени. 1-е тканые ворсовые изделия из льна с симметричным узором были найдены в Египте и датируются 15-16 веком до н.э. Мастерство производства таких произведений искусства, которые, возможно, применялись как покрывала или напольные покрытия и на изумление неплохо сохранились, свидетельствует о том, что ковроткачество было неплохо известно. Найденные изделия представляют собою чудом уцелевшие образцы широко распространенных художественных ремесел. К 5 веку до н.э., которым датируется ковер, найденный в уродище Пазарык в Горном Алтае, ковроткачество повсеместно достигло технического идеала. Если говорить о технике ткачества, то нет никакой разницы м/у ковром, найденным в Пазарыкских курганах, и любым ковром симметричного переплетения, изготовленным за последние 500 лет.

Термином "ткачество" именуют наиболее различные способы изготовления изделий. Известны 2 максимально важные культуры ткачества: культура Центральной и Южной Америки до завоевания испанцами - на Западе и культура Китая на Востоке. Изначально эти культуры не были связаны именно с ковроткачеством, впрочем, в Китае в период между 1400 и 1800 годом н.э. было изготовлено несколько максимально известных шедевров восточного ковроделия. Лишь сейчас исследователи начинают ценить искусство китайских мастеров. Возможно, это объясняется тем, что, хотя китайские ковры можно отнести к группе восточных коров, на них не сказалось влияние стран исламского мира, а при изучении восточных ковров это имело возможность бы помочь установить их общность и связь между ними.

Ковроткачеством занимались не только лишь на Востоке. Европа также обладает блестящую историю ковроделия. Наиболее известными областями в истории ковров являются страны Пиренейского полуострова, которые испытали влияние мусульман, и Балканские страны, которые на протяжении множества лет находились под властью Оттоманской империи. Англия, Франция, Германия, Скандинавские страны, Швейцария, Италия и Польша также имеют собственную история ковроткачества, которая отличается от истории появления неплохо известных ковров 17 и 18 вв., вытканных на больших мануфактурах промышленного типа во Франции и Великобритании. Невзирая на применение мастерских, в которых изготовляли маленькие ковры, и их долгую историю, на Западе кустарные ковры с трудом находят признание как произведения искусства. Что касается дошедших до нас больших образцов ковроделия, представляется спорным, что они относятся к максимально ярким достижениям человеческого умения и мастерства.

В 16 и 17 веках европейская знать и аристократия высоко ценили восточные ковры. Хотя 3 века спустя высокую оценку восточному искусству ковроделия дает лишь относительно узкий круг специалистов. С позиции критиков и торговцев, ход производства востосточных ковров меньше понятен, чем ход производства всех остальных больших произведений художественного творчества.