Италия место притяжения мебельных мастеров

Кресло. Венеция 17 векИталия 6ыла главным местом притяжения для знатоков искусства, художников и мастеров. Взлелеянный здесь в полной мере стиль барокко великолепно сочетался со свойственным итальянцам стремлением к грандиозности и напыщенности.

Кресло. Венеция 17 век *

Пестрая коллекция городов, княжеств и графств, составлявших в 17 веке то, что мы называем сейчас Италией, оказывала влияние на производство мебели по всей Европе. Главными центрами по изготовлению мебели были Флоренция, Венеция, Генуя, Рим и Неаполь.

Многие из мебельных форм, появившихся в эпоху Возрождения, сохранялись и в 17 веке, однако с более тонким декоративным оформлением, согласно со стилем барокко, который процветал в то время в Италии в иных видах искусств. Сундуки, опоры для столов и стульев обильно украшались резьбой с мотивами фигур негров и кариатид, амуров и богов, орлов и дельфинов, фруктов и растений в шикарных садах, поддерживаемых волютами (спиральными завитками) и раковинами. Постели украшались великолепной золоченой резьбой и шелковыми или бархатными драпировками. Столешницы выполнялись из мрамора экзотических цветов.

Ведущими мастерами таких скульптурных эффектов были Андреа Брустолон (1662 - 1732) в Венеции, Доменико Пароди (1668 - 1740) в Генуе и Антонио Коррадини (1668 - 1752), который перенес чувственность венецианского барокко в 1730-е годы. Их мебель была наивысшего класса и пользовалась крупным успехом у аристократов. Богатые горожане Рима, Генуи, Флоренции и Турина хотели, чтоб их парадные комнаты отражали их успех; галереи с живописными потолками украшались стоящими вдоль стен античными статуями, перемежающимися с резными золочеными консольными столиками, креслами в форме трона и шкафами с выдвижными ящиками с фантастическими мотивами декора.

Подобные шкафы предназначались не только лишь для хранения коллекций редких, диковинных вещей, которыми владели практически все богатые ценители искусства того времени, но сами по себе представляли произведения искусства, выполненные с виртуозным мастерством: позолоченная бронзовая скульптура в ящиках и на бордюрах, резьба по самшиту или железному дереву (надежная черная древесина, привозимая с островов Вест-Индии) или черепаховые панели. Во многих из них, особенно тех, которые выполнялись в Мастерских по твердому камню во Флоренции, в декоре присутствовали натуральные изображения птиц и цветов в технике инкрустации по цветному твердому камню. Такие шкафы ценились не только лишь итальянской знатью, но еще и в королевских и аристократических кругах по всей Европе; фрагменты цветного твердого камня или скальолы (имитации мрамора), которые возможно было применять для украшения шкафов или столешниц, скупались богатыми туристами.

В итоге 17 столетия законодателем стиля мебели с декорациями из твердого камня был Джованни Баттиста Фоджини (1652 - 1725), в работах которого плоские панели из цветного твердого камня отчетливо выделялись на фоне искусно выполненных вставок из золоченой бронзы. Мебель из вороного дерева в пышном барочном стиле он тоже в изобилии украшал объемными изображениями фруктов и листьев.

В отличие от парадных комнат итальянских палаццо, жилые комнаты в них, как и в домах среднего сословия, были обставлены намного меньшим количеством более скромной прочной мебели, как правило из грецкого ореха. Нечасто возможно было встретить мебель без декора, и наиболее значительные образцы, изготовленные в областях Венеции и Ломбардии, украшались инкрустациями из слоновой кости, олова или перламутра. Подобно многим образцам итальянской мебели, они кажутся необработанными по сравнению с аналогичной мебелью, сделанной в Сев. Европе, однако их декор отличается приятной живостью.

Венеция прославилась в Европе производством зеркального стекла, и пока Франция и Англия не создали свои собственные производства в итоге 17-го - начале 18 столетия, Венеция сохраняла монополию в этой области. Украшенные искусной золоченой резьбой рамы для зеркал выпускались в Венеции и Флоренции. Венецианские зеркала были важной принадлежностью неплохо обставленной комнаты в итальянском доме.

В Италии 18 столетия большее внимание стали уделять обстановке малых комнат в домах и дворцах. Наиболее разные типы мебели выпускались в сев. части Альп. Сюда можно отнести длинную софу с обивкой или тростниковым сиденьем, стулья из Франции, книжный шкаф-бюро из Британии и Голландии. Более широкое распространение получили комоды. В то время как в странах Сев. Европы основное внимание уделялось мастерству и качеству изделий, итальянская мебель отличалась нарядным многокрасочным декором, однако низкокачественной конструкцией.

Итальянцы тоже разделяли восторженное отношение к восточным лакам, импортируемым в Европу Ост-Индской фирмой, однако, понимая трудность их приобретения и дороговизну, они не только лишь приняли лакировку в качестве более дешевой замены, но еще и создали собственный свой способ имитации покрытия лаком. Тонкое покрытие лаком или имитация покрытия лаком состояла в приклеивании вырезанных и разрисованных картинок - как правило китайских или деревенских сценок - на разрисованную поверхность мебели и после обильном покрытии лаком. Полученное украшение напоминало декоративную ткань и время от времени тоже цвет лакировки, впрочем нечасто возможно было обмануться на этот счет.

Живопись - изображение уголков природы, цветов или рельефных сцен - тоже была любимым видом декорации сундуков, столов и стенных шкафов.

В Турине сицилийский мастер Филиппо Жуварра (1676 - 1736) собрал группу выдающихся мастеров для работы в палаццо Реале в 1730-е годы. В нее входил скульптор Франческо Ладатте (1706 - 1787) и мебельный мастер Пьетро Пиффетти (около 1700 - 1777). Вместе они создали образцы самого вычурного мебельного декора из известных когда-либо, однако выполненного качественно.

*Это кресло выполнено в манере скульптора Андреа Брустолона(1662 — 1732). Созданная им массивная резная мебель с  рельефными опорами положила  основу для традиционной мебели  венецианских палаццо.