Итальянский фарфор

Антикварный фарфор

ПАРА СТАТУЭТОК *
Доккиа; Твердый фарфор; ок. 1760 г.

Итальянский фарфор

Великий герцог Франческо I де Медичи пользуется славой первого успешного изготовителя фарфора в Европе. Его экспериментальная фабрика работала во Флоренции примерно с 1575 по 1587 год, и в наши дни известно 64 ее изделия. Формы этих различно украшенных предметов из мягкого фарфора заимствованы из форм современных им керамических и металлических изделий. Характерный синий цвет под слоем глазури, иногда выделенный по контуру марганцем, применялся при украшении предметов, созданных по ближневосточным образцам. Толстый слой пенистой глазури придает синему цвету мягкий, размывчатый вид.

Венеция

Франческо Вецци и К. К. Хангер из Мейсена руководили первой венецианской фабрикой с 1720 по 1727 год. Как и ранние мейсенские изделия, продукция фабрики была иногда кремово-белого цвета, иногда сероватой, и материал был очень тонок. Большей частью фабрика производила посуду - включая особые восьмигранные чайники - с рельефным узором, заимствованным от серебряных изделий в стиле барокко. Роспись варьировалась от цветов до рисунков и была ярких красных, желтых и зеленых цветов.

Гораздо более крупная фабрика, основанная в Венеции Дж. Коцци, производила твердый серый фарфор.

Украшения вначале основывались на немецком фарфоре рококо, а позже включали в себя неоклассические элементы. Расписные изделия украшались узорами из цветов, рисунками и ландшафтами. Статуэтки, многие из которых не раскрашивались, изображали commedia dell'arte, крестьян и мифологических персонажей.

Доккиа

Маркиз Карло Джиннори в 1735 году основал фабрику в Доккии. около Флоренции. Она начала продажу своей продукции населению в 1746 году. Примерно до 1770 года обмазанный глазурью фарфор был серым и грубым. Затем для придания большей белизны к глазури стали добавлять оксид олова. Наиболее часто встречаются скульптурные изделия стиля барокко 1740-х годов, раскрашенные яркими красками. Телесные цвета наносились пунктиром в особой манере. Среди раскрашенных изделий есть статуэтки, пейзажи и стилизованные в китайском стиле бойцовые петухи. Статуэтки изображали commedia dell'arte, крестьян и классических персонажей.

Каподимонте

Самая известная из итальянских фабрик, основанная Неаполитанским королем Карлом IV в 1743 году в Каподимонте, производила привлекательный полупрозрачный мягкий фарфор. Главным модельером был Джузеппе Грицци (ум. 1770), который изготавливал великолепные статуэтки на современные ему сюжеты и commedia dell'arte, а также создал замечательные фарфоровые комнаты в китайском стиле во дворцах Портици вблизи Неаполя (1757 - 1759) и Аранхуэс на юге Мадрида, в Испании (1763 - 1765). В 1759 году Карл IV унаследовал корону Испании от своего отца и перевел фабрику в Буэн Ретиро около Мадрида. Испанский фарфор желтее по сравнению с итальянским и напоминает кремовый фарфор.

В 1771 году Фердинанд IV возобновил производство фарфора в Неаполе, и фабрика изготавливала посуду и статуэтки в модном тогда стиле неоклассицизма.

* Эти удивительные черные с золотом статуэтки изображают Скарамуша и Рагонду из Commedia dell'arte.