Керамика Античного мира

керамическая чаша, античность

Керамика Античного мира

Искусство керамики открывает окно в мир Античной Греции. В сценах, изображенных на этой керамических изделиях, искусно отражены почти все аспекты повседневной жизни в период Античности.

Глиняные изделия производились в большом количестве в античной Греции, в эллинский и романский периоды. Они имели в основном утилитарное назначение и использовались для домашних целей, во время похоронных ритуалов и в качестве призов заполнялись маслом во время спортивных состязаний в Афинах. Их лепили гончары, но во многих случаях, особенно начиная с геометрического периода (примерно 9 — 8 века до н.э.) расписывались другими мастерами. Некоторые из гончарных изделий можно идентифицировать по сохранившимся на них подписям, а многих великих греческих мастеров, которые расписывали вазы в 5 и 6 веках до н. э., таких, как Экзекиас, Амасис, Сосиас, Евфроний и Берлин, можно также узнать по их индивидуальному стилю.

Крит был главным центром по производству гончарных изделий в периоды неолита и минойской культуры (ок. 6000 — 1050 гг. до н.э.) Произведенные в то время здесь и в других местах Греции изделия делались вручную, имели простую форму и редко расписывались. Затем, с появлением на Крите гончарного круга около 2000 года до н. э., гончарные изделия приобретают более усложненную форму. Их начинают расписывать многоцветными красками, и в конце минойского периода (ок. 1550 — 1050 гг. до н.э.) появилось множество изделий с использованием природных и морских форм и мотивов.

Во время геометрического периода в греческом искусстве человеческая фигура, раньше столь редко изображаемая на глиняных вазах, наряду с изображением животных и птиц, начинает играть важную роль. Сильно стилизованные, в коричневых и черных силуэтах, сцены изображали похоронные процессии, неподвижно лежащих людей, сцены битв и процессии всадников и колесниц. Декоративные мотивы включали многочисленные зигзаги, ромбы, диагонали, точки, горизонтальные и вертикальные полоски. В 7 веке до н. э. наиболее важным торговым центром Греции становится Коринф, откуда огромное количество небольших великолепно выполненных ваз, главным образом для хранения мазей, экспортировалось во все концы греческого мира. На их декоративное оформление оказывали влияние предметы, импортируемые в это время с Ближнего Востока: вазы украшались фризами с изображением экзотических птиц и животных, сфинксов, сирен, танцоров, воинов, соревнований наездников и колесниц. Эти фигуры окрашивались в черный или темно-коричневый цвет при натуральном бледном цвете глины. Детали украшались насечкой и гравировкой, и декорация обогащалась добавлением красной и белой краски.

В Аттике (область вокруг Афин) в 5 и 6 веках до н. э. греческое искусство росписи ваз достигло высочайшего уровня во всем античном мире. В 6 веке до н. э. применялась так называемая "чернофигурная" техника, когда силуэты фигур прорабатывались черной краской на светлом фоне с выполненными методами насечки или выгравированными и окрашенными в красный и белый цвет деталями. Позже в том же веке появилась "краснофигурная" техника: фигуры изображались на светлом фоне, с внутренними деталями, отмеченными кистью вместо гравировки, а фон закрашивался черной краской. Чаще всего изображались сцены повседневной жизни, собраний или пиров, свадьбы, ухаживания, спортивные состязания, битвы воинов и сюжеты из греческой мифологии и религии.

В 4 веке до н. э. в греческих колониях в южной Италии выпускалось много ваз по аттическим прототипам. В эллинский и романский периоды искусство росписи ваз приходит в упадок;  больше внимания начинают уделять рельефной декорации.