Керамика исламского мира

БЛЮДО. Месопотамия 9 век

БЛЮДО. Месопотамия 9 в. *
 

Керамика исламского мира

Большинство своих стилей производства керамики исламский мир заимствовал у Китая или в результате войн, или благодаря торговле, осуществляющейся по «Шелковому пути».

На развитие мусульманских гончарных ремесел с 7 по 9 век наибольшее влияние оказала торговля с Китаем. Вторым по важности фактором было неудавшееся завоевание Трансоксиании (Т-ransoxiania) примерно в 750 году, в результате которого многочисленным китайским пленным пришлось делиться своим искусством с местными ремесленниками.

Доступные мусульманским гончарам способы изготовления не глазурованной посуды из розовой глины или даже просто из кожи были далеки от совершенства. К девятому веку гончары Месопотамии покрывали изделия белой смесью из глины и воды (слип) или же тонким слоем оксида олова.

Возможно, примерно в это же время возник способ получения глянцевой поверхности (тонкого слоя металла); эта технология путешествовала по исламскому миру, пока не достигла Южной Испании в 14 веке. Глянцевая посуда из Малаги, а позже из Валенсии, вывозилась в Европу и частично послужила причиной превращения гончарного ремесла в искусство.

КЕРАМИЧЕСКИЙ КУВШИН
Сирия. 14 век.

 

Лучшие из ранних исламских керамических изделий производились в Нишапуре и Самарканде в Персии. Они были раскрашены коричневым, зеленым, желтым и розовым под слоем прозрачной глазури. Узор был в основном геометрическим, с замкнутыми поясами или областями штриховки или гравировки. Другим типом орнамента являются стилизованные пальмовые листья, животные и изредка человеческие фигуры. Некоторые экземпляры украшены коричневато-черными избранными куфическими надписями на кремово-белой основе. Большинство сохранившейся посуды - блюда и чаши, процесс изготовления которых испытал сильное влияние искусства мастеров Тан. Также о китайском влиянии свидетельствует и форма - высокие "плечи" кувшинов в сочетании с плоскими основаниями и куполообразными крышками.

К 10—веку исламские ремесленники научились изготавливать более совершенный белый материал, смешивая глину с кремнеземом. Благодаря этому появились рельефные узоры, часто на китайские мотивы. Кроме того, использовалась новая бирюзовая и пурпурно-кобальтовая глазурь. После 13 века в Кашане, в Персии, глянцевые узоры на изделиях достигли невероятной сложности: человеческие фигуры смешивались с каллиграфическими надписями и арабесками, пересекались с лентами и узорами из листьев. В Сирии в то же самое время мастера керамики сочетали медный глянец и кобальтовые глазури, нанося узоры из листьев на гравированную основу. Также во времена сельджуков производились изделия Минаи. расписанные кроваво-красным, марганцевым и черным, и обычно украшенные позолотой.

Наряду с покрытыми одноцветной синей или зеленой глазурью рельефными формами эпохи сельджуков существуют изделия, расписанные синим под слоем глазури и покрытые глянцем, статуэтки животных или людей, занимающихся повседневной деятельностью, покрытые глянцем или бирюзовой глазурью, а также изразцы с мелкорельефным орнаментом из фигурок животных и людей.

Чаша Минаи Персия 12 векЧАША МИНАИ
Персия. 12 в.
 

В Персии периода ильханов (монгольских правителей) в 13 - 14 веках появились сложные изделия Ладжвардина (Lajvardina), дизайн некоторых из них возник, возможно, под влиянием дамасских традиций работы по металлу или же был подражанием современному китайскому стилю - например, чаши, украшенные двумя или четырьмя рыбами. В 16 и 17 веках, во время эпохи сефевидов, на продукцию мастерских Кермана и Мешхеда оказал сильное влияние экспорт фарфора из Китая, где завершался период правления династии Мин. Изделия из Мешхеда часто расписывались синим под слоем глазури, и контур узора обводился черным для контрастности. Другим "заимствованием" были гравированные или мелкорельефные узоры из листьев, обычно заключенные в бордюр. Этот способ основывался на еле уловимой так называемой "тайной" технике, образцы которой встречаются на изделиях из китайского фарфора "переходного" периода. Посуда сине-белого цвета была наиболее распространенной, однако персидские мастера керамики также применяли шалфейно-зеленый и кроваво-красный в сочетании с медно-глянцевыми глазурями.

 

* Образец ранней мусульманской керамики. Блюдо покрыто прозрачной глазурью и напоминает о традициях гончарного ремесла с времен римского господства в восточном Средиземноморье, особенно в Египте. Возможно, этот способ был привезен в Месопотамию египетскими мастерами. Типичным для этой ранней группы является сделанный по шаблону мелкорельефный узор с отдельными украшениями "под металл". Можно заметить следы глянца - новой технологии, почти наверняка заимствованной из производства стекла.