Керамика с оловянной глазурью

Тюльпановая ваза. Голландский Делфт, Глазурованная оловом  керамика; ок.1690 г.

ТЮЛЬПАНОВАЯ ВАЗА *
Голландский Делфт, возможно, мастерская Грек "А". Глазурованная оловом керамика; ок.1690 г.
 

Керамика с оловянной глазурью

Керамика с непрозрачной, белой глазурью, получаемой путем добавления оксида олова, была известна еще в 8 веке, когда технология ее производства попала из Китая к мусульманам. К началу 13 века она производилась в Малаге на юге Испании.

Ранние изделия испано-мавританского периода глазурования оловом керамики имеют схематический или геометрический орнамент мусульманского происхождения. В 14 веке важным центром промышленности стала Валенсия, и узоры стали включать в себя европейские романский и готический стили. Керамические изделия в больших количествах экспортировались в области от Мальорки (отсюда термин "майолика") до Италии, где они послужили стимулом к развитию местных мастерских. Вторая фаза развития производства керамики с оловянной глазурью начинается со второй половины 16 века, когда, по иронии судьбы, именно итальянская майолика стала оказывать влияние на этот фигурный, красочный и живой стиль.

Италия. Самая ранняя итальянская керамика, глазурованная оловом, датируется 11—веком и ярко раскрашена в примитивном стиле. В начале 15 столетия наблюдается заметный подъем в технологии создания узоров, главным образом в Тоскане, хотя, как правило, украшение остается вторичным по отношению к форме. Типичными для этого периода являются сосуды с двумя ручками со стилизованным орнаментом из дубовых листьев, изготовляемые во Флоренции.

Конец 15 века ознаменовался рядом нововведений в Италии, например, более теплой палитрой и смешиванием цветов, а также появлением альбарелло - цилиндрического сосуда с сужением. На рубеже веков становится очевидным влияние Ренессанса, которое привнесло использование архитектурного пейзажа в качестве фона для классических, религиозных и исторических сцен. Эти сюжетные изображения известны под названием стиля историато и впервые появились в начале 16 века в Фаэнце (отсюда появился термин "фаянс"). Расцвет стиля историато пришелся примерно на 1530-е годы с появлением роскошных изделий Никола да Урбино и Франческо Ксанто Авелли. Последний не только старательно подписывал свои работы, но зачастую включал в них фрагмент текста с пояснением изображенного сюжета.

К середине 16 века стиль историато начал приходить в упадок. Цвета и узоры стали более строгими, началось использование серебра и более плотной, белой глазури. Новый стиль (компендиарио) возник в Фаэнце около 1540 года, и ему подражали по всей Европе. Лучшие произведения в стиле живописи до конца 18 века создавались в мастерской в Кастелли. Изделия отшлифованы, окрашены в сероватые цвета и покрыты спиральными узорами.

Делфтские изделия. Первые эмигранты из Италии обосновались в Нидерландах в 1508 году, и в течение нескольких лет они наладили производство глазурованной оловом посуды в Антверпене. Вначале лишь две крупные мастерские изготавливали изразцы и посуду, украшенные в итальянском стиле. Впоследствии эта технология была освоена и в других голландских городах, включая Делфт в 1584 году, и применялась даже в Англии.

Кувшин. Флоренция. Глазурованная оловом керамика; ок.1440 г.КУВШИН
Флоренция. Глазурованная оловом керамика; ок.1440 г.
Форма кувшина итальянская, но узор на нем из стилизованных дубовых листьев восходит к испано-мавританской традиции. На раннем этапе узоры считались вторичными по отношению к форме сосуда.
 

В начале 17 века в Амстердам прибыли два корабля с грузом китайского сине-белого фарфора. Поэтому в Северной Европе название "Делфтские изделия" ассоциируется с сине-белой керамикой. В первой половине века производство в основном имитировало китайский фарфор, лишь изразцы и небольшая часть посуды сохранили итальянское влияние, особенно в Харлеме и Роттердаме.

Расцвет производства в Делфте пришелся на период между 1660 и 1730 годами. Мастерская Грек "A" (Greek "А"), чьи ранние изделия расписаны чистым глубоким синим цветом и сильно напоминают китайские, занимала лидирующее положение. Ближе к концу века узоры стали выполняться старательнее, и начали появляться европейские мотивы. Когда мастерскую возглавил Адриан Кокс, начался выпуск больших, тщательно отделанных ваз и сосудов, копий китайских изделий Кангси (1662 - 1722) и декоративных фарфоровых тарелок с пейзажами, выгравированными голландскими мастерами. Важной технологической особенностью делфтских изделий является треккинг - выделение контуров узора марганцем под глазурью для усиления контрастности.

Мастерская Рооса в Делфте выпускает серию сине-белых тарелок с библейскими персонажами в бордюрах из облаков и херувимов. Синий цвет настолько темен, что кажется практически черным, листовой узор тщательно выписан. Комплекты ваз для украшения буфетов изготавливались в переходном китайском стиле Мин-Цин середины 17 века.

Фаянс. Глазурованная оловом керамика производилась в Германии с начала 16 века, особенно для создания печных изразцов. Период нововведений начался с поселением голландских религиозных эмигрантов в Ганновере, которые основали мастерскую по производству фаянса в 1661 году. Вначале там выпускались копии дельфтских изделий китайского стиля, но вскоре продукция стала отражать европейские влияния. Узор Фегелесдекор, состоящий из разбросанных цветов, маленьких точек и птиц применялся для украшения Энгхальскрюг, луковицеобразных кувшинов с узким горлышком. Этот стиль использовался и другими германскими мастерскими Нюремберга и Анзбаха. Еще одна крупная мастерская была основана во Франкфурте в 1666 году; она производила несколько более декоративные изделия как в китайском Ванли (1573 -1620), так и в европейском стиле. В 18 веке производство фаянса широко распространилось в Германии.

Блюдо. Руан, мастерская Бертина Фаянс; ок.1740 г.БЛЮДО
Руан, мастерская Бертина Фаянс; ок.1740 г.
Цвета, форма и узор на этом блюде типичны для ярко выраженного периода Барокко в производстве руанского фаянса до конца 1 7 века. Считается, что этот дизайн был разработан в мастерской Гилибауда.

Во Франции фаянс был известен еще в 14 веке, но лишь с прибытием итальянских эмигрантов в начале 16 столетия началось его промышленное производство. В 1512 году в Лионе было организовано изготовление изделий в итальянском стиле, украшенных росписями на библейские сюжеты, основой для которых служили местные гравюры. С 1520 года подобная керамика итальянского стиля производилась также в Руане. К 1540-м годам полосатый стиль (переплетающиеся ленты) дворца в Фонтенбло тоже оказывал влияние.

Руанские изделия можно отличить по их тяжеловесным формам, холодным, мрачным краскам и незатейливым мотивам с выделяющимися контурами. Вторая фаза развития руанского производства начинается с конца 17 века: дизайн берет за основу серебряные формы, и изделия украшаются в пышно-чопорном стиле позднего барокко.

Самая крупная мастерская по производству фаянса принадлежала семье Ханнонд в Страсбурге. Первые изделия в 1720-х годах напоминали руанские, но сильно изменились уже к 1740-м годам. Прибытие германских художников по фарфору в 1748—годах привело к внедрению цветов petit feu - красок, которые наносились на изделие после первичного обжига, а последующие обжиги проводились при значительно менее высоких температурах. Эта технология позволяла пользоваться гораздо более широкой цветовой гаммой в отличие от ограниченной первоначальной палитры (цвета grand feu), на которую накладывала серьезное ограничение температура обжига. Дойче Блюмен (немецкая техника нанесения узора из цветов на фарфор, славящаяся своей тщательностью) возникла именно в этот период. Однако к 1770 году узоры из цветов наносились в французском стиле. Страсбург также пользуется известностью за узоры в китайском стиле, тщательно выписанные фигуры и суповые миски в формах животных.

 

* К 1690-м гг. мастерская Грек "А" под управлением Адриана Кокса производила изделия в европейском стиле барокко, расписанные сине-белым под влиянием китайской продукции. Вазы и сосуды высотой более трех футов были сделаны для дворца Вильяма и Мэри в Хэмптон-Корте. Этот экземпляр состоит из трех секций, которые, будучи соединены вместе, образуют одну фигуру высотой 160 см (64 дюйма).