Китайская керамика Юэ

Коробочка с крышкой,  Яо-чжоу Декоративная резьба  в виде вьющихся пионов;  Династия Северный Сун

КОРОБОЧКАС КРЫШКОЙ *
Яо-чжоу
Декоративная резьба в виде вьющихся пионов;
Династия Северный Сун

Китайская керамика Юэ

Создаваемая при довольно высокой температуре обжига (1200 градусов), эта керамика известна под разными названиями — прото-Юэ, доисторическая Юэ или ранние зеленые керамические изделия, появившиеся в старом царстве Юэ в период Восточной династии Хань (24 — 220 гг.). У этой керамики зеленовато-белая основа, которая покрыта тонкой, прозрачной глазурью цвета от оливково-зеленого до коричневато-зеленого. Не покрытые глазурью участки часто выглядят красноватыми из-за присутствия железа. Ободок ножки на многих изделиях Юэ расширен и скошен наружу, а основание имеет вогнутую форму.

В ранней керамике Юэ ощущается влияние южной неолитической культуры во впечатляющем декоре, а в формах влияние технологии изготовления изделий из бронзы.

Керамика раннего периода копировала аналогичные изделия из бронзы, и в ее декоре применялись различные мотивы, например рисунок в виде тонких решеток, хвоста кометы, побегов фасоли, обычных кружков и перекрученной веревки. Возможно, в конце периода Хань или в начале Шести династий (265 — 589) керамика Юэ перестала носить чисто функциональное или ритуальное значение и стала достойна украшать стол ученого, например, в виде светильников, кружек для воды и других принадлежностей. Они часто имели форму стилизованных баранов, львов, медведей, жаб и других животных. Также делались кувшины с "куриной головой" и сосуды, напоминающие бронзовые, декорированные мотивами рулетки или с выгравированными природными мотивами. Иногда на изделиях разбрызгивались капли железа.

Очень мало известно о керамике Юэ в период между Шестью династиями и концом династии Тан. Есть некоторое количество изделий, взятых из захоронений, которые могут быть датированы и помогут воссоздать пробел. Керамика конца династии Тан имеет органичную, пузыреобразную или яйцевидную форму. По покатой поверхности корпуса спускаются короткие, едва заметные углубления, почти не нарушающие контуры; в ручках обычно прорезаны желобки, образующие тонкий, изящный мостик между покатой частью и расширенным горлом.

В 9 и 10 веках формы сосудов оставались короткими и приземистыми, но каждая секция стала четко выделяться желобками или острыми углами. Сами желобки и углубления стали длиннее, а ручки делались преувеличенных размеров. Бока часто стали делать с ребристой поверхностью и украшали резьбой или насечкой с растительными мотивами. Перекрывающие друг друга листья скрывали нижнюю часть изделия. Некоторые изделия украшались насечкой в технике "кошачьего царапания", что впоследствии было заменено изящным орнаментом в виде завитков, лент, птиц и цветочных мотивов.

В начальный период династии Сун (980 — 1278) обожженная в печах керамике Юэ преподносилась в качестве даров императору. Она также в большом количестве вывозилась в Индию и страны Ближнего Востока.

*Подобно современному ей фарфору Дин, керамика "северного" селадона украшалась либо резьбой, либо с начала 12 в. —  литьем. Прозрачная и пузырящаяся оливково-эеленая глазурь наложена тонким слоем, позволяя белой керамической основе просвечивать с краев и но приподнятых участках рисунка. Не покрытые глазурью участки, такие, как ободок у ножки, после обжига приобретают коричневатый оттенок ржавчины, очень напоминая при этом другую разновидность северной керамики — Джунь.