Кларнет и Бассет-хорн

КЛАРНЕТ*

Кларнет и Бассет-хорн

Кларнет, по всей вероятности, происходит от французского инструмента 17 века под названием шалюмо, который представлял собой цилиндрическую трубку с семью отверстиями для пальцев, дополнительным отверстием для большого пальца и единственным язычком, крепящимся к мундштуку. Недостаток этого инструмента заключался в том, что его диапазон перекрывал всего полторы октавы. В начале 18 века мастер по изготовлению инструментов И. К. Деннер изобрел кларнет и представил его сначала во Франции, а потом в Англии. У этого первого кларнета две цилиндрические секции завершались расширенным колоколом с тростниковым язычком, крепящимся к мундштуку. Обычно он делался из самшита, и общая длина корпуса составляла около 48 см (19 дюймов).

Начиная с середины 18 века у кларнета появляется пять клапанов и до шести секций: мундштук, короткая секция, или "бочка", верхняя левостороння секция, нижняя правосторонняя секция; пятая секция с отверстием для указательного пальца и клапанов и колокол, который принял более продолговатую форму. К концу века был добавлен шестой клапан. Именно в таком виде кларнет пользовался значительной популярностью до начала 19 века, выпускались и дополнительные модели, например в си-бемоле и ми-бемоле.

В течение первой половины 19 века в Европе появлялись варианты 8- 12- и 13- клапанных кларнетов, но лишь с разработкой "боэмской системы" клапанов кларнет стал инструментом высокой технической оснащеннности.

Альтовые кларнеты в ми-бемоле и басовые на октаву ниже стандартного "до" появились в начале 19 века. Более ранние басовые кларнеты имели форму фагота, но позже стали выпускаться с прямым корпусом и выточенным металлическим колоколом.

Бассет-хорн (альтовая разновидность кларнета.) появился в Германии в середине 18 века и по высоте тона напоминал альтовый кларнет. Вначале он имел изогнутую форму, но затем верхняя и нижняя секции образовали тупой угол. Нижний конец нижней секции крепился к коробочке, из которой выходил металлический колокол. Позже появилась прямая модель, в которой колокол был либо металлическим, либо деревянным. Этот инструмент использовался в основном в Германии 19 века, в оркестрах духовых инструментов.

* Слева направо:

  1. кларнет в "до", Уойтейкер & Ко, Лондон, самшит с полосками из слоновой кости и шестью медными клапанами, около 1821 года;
  2. кларнет в "до", Астор & Ко, Лондон, самшит, с полосками из слоновой кости и 8 медными клапанами, около 1810 года;
  3. кларнет в "ми-бемоле", печать 'Ной Фресес/ Париж, самшит, с пятью медными клапанами, около 1820 г.;
  4. кларнет в 'соль', печать 'Видман / Фрейбург, самшит с роговыми полосками и пятью медными клапанами, около 1840 года;
  5. кларнет в 'ля', печать "Ф. Масс/ Вена", раскрашенная древесина фруктового дерева с 10 медными клапанами, около 1850 года.