Клавишные инструменты. Клавесин.

ДВОЙНОЙ РУЧНОЙ КЛАВЕСИН *
Джакоб Киркшн, Лондон 17в1 г.
 

Клавишные инструменты

Исполняя солирующую партию во многих музыкальных произведениях, клавишные инструменты обеспечивают великолепное разнообразие исполняемой музыки.

Клавишные инструменты обычно страдают от повреждения резонаторов, возможно, вызванного чрезмерным натяжением струн. Многие старые инструменты подвергались реставрации, главным образом, путем замены прежнего механизма современными частями так, чтобы на клавиатуре можно было в удовлетворительной степени исполнять музыку. По возможности отреставрированный механизм должен всегда помещаться в оригинальном корпусе. Многие из ранних изготовителей оставляли свои надписи на декоративной панели, расположенной над клавиатурой, которые в последние годы превратились просто в табличку с надписью.

 

Клавесин

Клавесин был известен в Италии с начала 16 века и позже распространился в Бельгии и Голландии, где в Антверпене был сосредоточен центр по изготовлению инструментов. В начале 17 века Франция стала центром по усовершенствованию клавесина. Спрос на клавесины в Англии удовлетворялся за счет импортируемых инструментов, сделанных итальянскими и фламандскими мастерами, и лишь в начале 18 века клавесины начали делать в Англии.

С годами клавесин претерпел значительные изменения, начиная от инструмента с одной клавиатурой и одной струной для каждой клавиши до инструментов с двумя клавиатурами и несколькими струнами для каждой клавиши, управляемого ручными и ножными педалями. Механизм клавесина состоит из небольшого куска дерева под названием "джек", основание которого покоится на дальнем конце клавиши. Головка "Джека" удерживает плектр, и когда музыкант нажимает пальцем на клавишу, система рычагов заставляет "джека" поднять струну, которая перебирается с помощью плектра.

В 16 веке инструмента с одной клавиатурой и четырехоктавным диапазоном хватало для исполняемой в это время музыки, но поскольку возникла необходимость использовать клавесин в качестве генерал-баса для сопровождения пения вокалистов, стали применять двойную клавиатуру, каждая из которых настраивалась на определенный уровень. В середине 17 века клавесин претерпел такие изменения, что обе клавиатуры стали настраиваться на один и тот же уровень и звучать либо отдельно, либо вместе для большей громкости; объем клавиатуры был также увеличен и достиг пяти октав.

Ранние клавикорды европейской школы имели корпус, богато декорированный рисунками или другим орнаментом, и стояли на великолепных резных опорах. У английских клавесинов, изготовленных в 18 веке, корпус был обычно облицован изысканным грецким орехом с медными вставками и покоился на опорах либо дубовых, либо из красного дерева.

* Корпус отделан великолепно обработанным грецким орехом с полосками и переплетениями из грецкого ореха и самшита. Внутренняя часть украшена маркетри с завитками листвы, фигурами и трофеями. Резонаторы украшены позолоченной розой, а опоры инструмента — гнутыми ножками из грецкого ореха с резьбой аканта.