Коллекционирование нэцкэ

Коллекционирование нэцкэПосетив в Москве «Восточную галерею» Вы увидите восхитительные коллекции японских гравюр, китайских ваз, гобеленов, свитков, японских кукол и нэцкэ.

Нэцкэ – крошечная скульптура, творение японских мастеров. Использовалось нэцкэ наподобие брелка и служило изысканным украшением японской одежды. Так как кимоно лишено карманов, этот импровизированный брелок, служил противовесом и закреплял на поясе маленькие ёмкости, в которых японцы носили свои вещи. Главными требованиями к нэцкэ были прочность и дизайн. Являясь частью жизни, эти мини-скульптуры отражали нравственные, религиозные оценки владельца и его положение в обществе.

Посредством нэцкэ к поясу крепились походные пиалы, кошельки и амулеты, а в XVIII веке появление табака в Японии, добавляет ношение кисетов. Происходит пандемическое распространение нэцкэ.
Как факт искусства, массовый интерес к нэцкэ, у японцев проявился в 19 веке. Основываясь на старые гравюры, картины и записи, мастера стали воспроизводить древние японские нэцкэ. В настоящее время в коллекциях занимают почетное место воссозданные куклы из слоновой кости XVIII века, бутылочка для саке, крохотные маски театра Кабуки XVI-XVII века.

Окончательно нэцкэ обретают самостоятельность в декоративном искусстве, когда европейский костюм прочно завоевал свое место в Японии. С самого первого появления (вторая половина XVI – начало XVII века) нэцкэ превращаются в объект коллекционирования сперва в Японии, затем в 19 веке возникает повальное увлечение в Америке и Европе.

В 1944 году Г. Гюнтер дарит Музею Питта Риверса коллекцию нэцкэ в количестве восьмисот миниатюр, среди которых есть изображения монаха Дарумы.

В 1966 году коллекционер Брундейж дарит Музею искусств Азии, города Сан-Франциско, антикварные нэцкэ XVIII и XIX века, в количестве 300 штук.
В 1945 году Р. Бушел начинает увлекаться нэцкэ и в течение жизни создает обширное частное собрание. Живя в Японии, он вел исследовательскую работу и находил подлинные шедевры. Р. Бушел описал ряд аналитических и обзорных статей о нэцкэ, перевел работу искусствоведа У. Рейкики с японского языка и привлек внимание всего мира к миниатюрному искусству.

Также существует международное общество INS, которое объединяет собирателей нэцкэ, живущих в 31 странах мира. Это общество сотрудничает с художественными галереями и музеями, намереваясь организовать систематические выставки миниатюрной японской скульптуры.