Куклы из разных материалов

Кукла Ленчи. Италия. Отформованный фетр. 1930-е г. Для изготовления голов с плечами в 19 веке использовался к тому же и глазурованный фарфор. Экземпляры лучшего качества датируются начиная с I-ой половины столетия, и выпускались они такими фабриками, как Мейсенская, КРМ (Королевская фарфоровая фабрика). Дрессель и Кистер. (хотя, их сложно различить.) Куклы делались из качественного розового фарфора с нарисованными голубыми (порой карими) глазами и розовыми губами, порой с шеей на шарнире. Как правило волосы были черными, время от времени светлыми, нечасто иных тонов. Приблизительно с 1845 г. голова и часто обувь покрывались глянцем. Тело было из набитой опилками кожи, дерева или материи. К концу столетия качество стало падать. Прически и лицо стали упрощаться.

Кукла Ленчи. Италия. Отформованный фетр. 1930-е г.
Матерчатые куклы фирмы Ленчи до недавнего времени пользовались популярностью, образуя отдельное направление коллекционирования. Здесь показана кукла большого размера. Распространены фальсификации, подделки и копии, так что разборчивому коллекционеру следует покупать только не вызывающие сомнения экземпляры.

Головы из паросского бисквита. Голова и плечи некоторых кукол делались из некрашеного беловатого бисквита, получившего имя паросского из-за сходства с одноименным фарфором.

Подобные головы как правило прикреплялись на набивное матерчатое тело. Расцвет производства паросских кукол пришелся на 1855 - 1885-е годы. Больше всего из них выпускалось в Германии, хотя их изготавливали и французские фабрики, и посреди них Севр. У этих кукол как правило простые отформованные волосы, нарисованные глаза и неподвижная шея; однако нечасто встречаются экземпляры с изысканно украшенной головой, стеклянными глазами и шеей на шарнире.

Восковые куклы. Наилучшие куклы этого типа, который произошел из Италии и имеет те же корни, что и скульптура, изготавливались в Англии в 19 веке. Приблизительно с 1850-х гг. лондонская семья Пьеротти (1770 -1930), изготавливала куклы с характерным легким поворотом головы, настоящими светлыми волосами и стройным телом, на коем как правило ставился штамп продавца.

Куклы, выпускавшиеся фирмой Монтанари (1849 - 1880), отличаются мягкими цветами воска, короткой шеей с завитками густых, настоящих темных волос и с фиолетовыми глазами. В наши дни они встречаются нечасто.

Вощеные головы из папье-маше. Наиболее ранние куклы с головами из папье-маше, окунаемыми в воск, стали делаться в основном в Германии начиная с 18 столетия. Их называли еще куклами с разрезанной головой, так как волосы вставлялись в прорезь на макушке; ранние экземпляры 19 столетия имеют типичные для причесок того периода букли. Глаза из синей или черной эмали и без зрачков время от времени делались подвижными. Голова с плечами прикреплялась к набитому опилками телу с кожаными руками.

С течением времени качество подобных кукол ухудшилось. Хотя "тыквоголовые" куклы с крупным круглым лицом и отформованными светлыми волосами нередко украшались цветным плюмажем или лентой. Если они в хорошем состоянии, то пользуются популярностью у коллекционеров.

Головы из папье-маше. В тот же период немецкие производители делали куклам головы и из невощеного папье-маше. В Англии подобные куклы достигли пика известности в период Регентства, когда для них были характерны искусные прически. Максимально редкими являются экземпляры с рыжими волосами и стеклянными глазами, и бидермейерские куклы (названные так по неофициальному стилю, принятому тогда в германской мебели и прикладном искусстве) с лысиной на макушке.

Модели "модистка" (1800 - 1840), считается, имеют германское происхождение. У них искусно отформованные волосы, и коллекционеры в особенности с радостью собирают их. Сделанные в Соннеберге куклы из папье-маше имеют отличительные зубы из бамбука и тело из козловой кожи. Для изделий Мотчмана (ок. 1850 - 1870) характерны "плавающие" соединения, заимствованные у японских кукол. Посреди иных известных немецких изготовителей возможно выделить Куно и Отто Дресселя и Адольфа Флейшмана. Максимально заметным американским изготовителем был родившийся в Германии Л. Грейнер.

К концу 19 столетия папье-маше для кукольных голов сменилось смесью из опилок с клеем, которая как правило была худшего качества.