Мандолина, Цитра, Банджо и Шарманка

МандолинаМАНДОЛИНА *
Антонио Виначча, Неаполь
Ок. 1777 г.

Мандолина, Цитра, Банджо и  Шарманка

Мандолина

В Италии в конце 18 века небольшая лютня или мандора была превращена в мандолину, наиболее известные инструменты делались в Неаполе и Милане. У этих инструментов с круглой задней декой было по четыре двойных струны, которые подстраивались наподобие скрипки и украшались черепаховыми вставками на верхней деке и декоративной инкрустацией на грифе. У более ранних миланских мандолин имеются сделанные из кишок струны, на которых играли пальцами, в то время как неаполитанские мандолины имели проволочные струны, на которых играли при помощи плектра (небольшой тонкий кусок металла или рога).

* Эта великолепная четырехструнная мандолина, сделанная самым знаменитым неаполитанским мастером, имеет грушеобразную форму нижней деки с инкрустацией перламутра, а также инкрустацией черепахи на верхней деке и грифе.
 

Цитра и Цимбала

Известны ранние примеры цитр и цимбал 17 и 18 века; однако более распространены южно-немецкие и австрийские инструменты 19 века.

Цитры имеют звуковую доску с плоской задней декой и 35 металлических струн, которые настраиваются с помощью "вырванных булавок", наподобие фортепьяно. Однако этот инструмент является щипковым и также имеет декорированный гриф.

Цимбала обычно используется как народный инструмент, особенно в Румынии и Греции. Она отличается от цитры тем, что у нее отсутствует деление на лады. Струны протянуты через плоское звуковое отверстие, и в отличие от цитры, которая является щипковым инструментом, на цимбале играют двумя палочками.

ЦитраЦИТРА
Энгледер, Монако
Ок. 1740 г.
У этого вида цитры 30 струн, из которых четыре идут поверх декоративных украшений. На головке изображен типичный, волнообразный рисунок для этого стиля инструмента.

Банджо

Самые ранние упоминания о банджо относятся к началу 19 века в Северной Америке. В Англию его привезли в середине того же столетия христианские менестрели. Банджо состоит из деревянного обруча, поверх которого натянута пергаментная дека, удерживаемая на месте либо металлическими гвоздиками, либо винтами. Длинная шейка тянется от настраивающей головки вниз, сквозь обруч к пергаментной бумаге. Ненастроенные банджо были популярны в начале 19 века, и лишь с введением плектра стиля игры "fretted" грифы и металлические струны вошли в употребление.

ШарманкаШАРМАНКА
На ней печать "Варкен", Париж, Ок. 1750 г.
Украшена черным деревом и слоновой костью.
 

Шарманка

С 12 века шарманка была известна во многих странах Европы как народный инструмент. Во Франции в 18 веке он был усовершенствован — форма его была либо круглой, как задняя дека лютни, либо плоской, как у гитары. Звук издавался путем поворачивания колесика, укрепленного на оси, расположенной внутри корпуса инструмента. При поворачивании колеса за рукоятку, находящуюся рядом со звуковым отсеком, струны приходят в неподвижное состояние благодаря определенному положению клавиш, расположенных в клавишном отсеке над корпусом инструмента. На другом конце корпуса от вращающейся ручки находится отсек с колками для шести струн, по три по обе стороны от клавиш. В конце 18 века головка обычно украшалась резными завитками или даже мужскими или женскими головками.