Массовое производство фарфора в Японии 19-20 века.

Антикварная японская ваза с пейзажемВАЗА С ПЕЙЗАЖЕМ *
Макудзу Кодзан Ок.1900 г.
 

Массовое производство фарфора в Японии 19-20 века.

Судя по большому числу чайных сервизов из тончайшего фарфора Кутани, имеющемуся во многих домах, становится очевидно, что эти изделия стали в Европе обычной вещью к 1920 году. Иногда роспись (особенно выполненная в серых тонах, незаметно переходящих в розовый, желтый и другие эмали) очень высокого качества, но обычно это не так.

Норитакэ

В конце 19-го и начале 20 века компания Фарфор Норитакэ в массовых количествах выпускала тонкие фарфоровые и другие изделия в чисто европейском стиле. Часто это были классической формы вазы, расписанные альпийскими пейзажами или даже видами египетского заката. Палитра обычно не отличается от той, которая применялась Королевской Ворчестерской фабрикой.

Сатсума

Столь же обильным было производство известных керамических изделий Сатсума. Вначале этот термин относился лишь к изделиям, которые производились только в области Сатсума, но затем стал также обозначать керамику из мастерских Киото, Бидзэна и др. Основной особенностью является материал: желтоватая хрупкая керамика, покрытая прозрачной, цвета слоновой кости глазурью с крошечными волосяными трещинками. Узор наносился эмалями слоями различной толщины, зачастую усиливался или выделялся позолотой. Роспись на изделиях массового производства обычно крупна и отрывочна. Зато на художественных изделиях роспись представляет совершенство миниатюры, столь характерное для прикладных искусств Японии времен Мейдзи. Лучшими, наверное, следует признать работы Йабу Мейдзана (ок.1900 года). Часто встречающиеся художественные изделия Кинкодзана (ок.1900 года) различаются по качеству, так как были предназначены для различных рынков. Панели нередко покрыты кобальтово-синей основой, на которую нанесен тщательно выполненный серебряный или золотой узор.

Некоторые специалисты считают, что производство Сатсума началось еще в семнадцатом веке, однако пока что для доказательства этой гипотезы не хватает данных. Все. что можно утверждать наверняка - это то, что, возможно, группа керамики Сатсума - группа Густой Синей Эмали, которая сочетала трепетный синий с рельефной позолотой, — предшествует известной в конце 19 века экспортируемой керамике. В 1990 году сосуд Сатсума в не очень хорошем состоянии был продан на аукционе Сотби, и это изделие датировалось 1806 годом. Так что логично считать началом производства группы Густой Синей Эмали первые годы девятнадцатого века.

Качество изделий Сатсума падало с течением 20 века: высококачественная позолота уступила место зеркальной; на первое место выдвинулся матово-черный цвет; контуры наносились различными цветами уже при покрытии глазурью; ручную роспись заменил механический перенос изображения; и к 1920 году палитра пополнилась кричащим оранжевым цветом.

 

* Захватывающая панорама объемного пространства; огромная Фудзияма кажется гораздо дальше, чем лес на переднем плане, который занимает широкую центральную часть возы. Точный контроль за нанесением геометрических слоев синего цвета под глазурь перекликается с изделиями Ариты конца 17 в.