Маятники и баланс-спирали. Часть 2

Антикварные маятниковые часы

Маятники и баланс-спирали. Часть 2

В первой половине 18 века производство часов во Франции находилось в упадке. Оживление в работе часовых мастеров связано главным образом с фамилией Ле Роя. Жюльен Ле Рой (1680 - 1759) первым стал использовать вместо колокольчиков гонги со стальной спиралью. Ж. А. Лепин предложил использовать вместо отдельных колонок и перемычек латунные платины для поддержания колесиков ходового механизма. Это новшество и гонги Ле Роя позволили сделать часы более плоскими. А. Л. Бреге еще больше усовершенствовал часовой механизм.

Бреге не только сам делал высококачественные часы. Он ввозил необработанные швейцарские ходовые механизмы, отделывал их и помещал в корпус. Вскоре после 1800 года часовые мастера Швейцарии начали оспаривать первенство Франции в изготовлении модных часов. Успехи швейцарских мастеров были обусловлены тем, что они наладили механизированное производство деталей. В мастерской "часового мастера" оставалось только собрать стандартные детали.

Часовое дело в Америке было надомным ремеслом вплоть до 19 века. Затем производство часов, сначала стенных, а потом и карманных, было механизировано. С середины века стал использоваться принцип взаимозаменяемых деталей карманных часов, изготовленных одной фирмой. Было налажено массовое производство дешевых и надежных часов. Хотя технология механизированного производства постоянно усовершенствовалась, американцы не могли конкурировать с традиционным швейцарским мастерством — в Швейцарии было налажено интегрированное производство часов на базе специализированных кустарных мастерских. Поэтому в 20 веке Швейцария заняла первое место на рынке высококачественных часов.

Часовые мастера Голландии, после попыток вырваться вперед, предпринятых ими в 17 веке, в 18 веке старались придерживаться среднего стиля — между обилием украшений на французских часах и скромным внешним видом английских часов. Некоторые мастера полностью подражали французам, однако большинство голландских мастеров придерживались строгого стиля и часто использовали новинки, привезенные из Англии. Напольные часы были главным предметом производства голландских городских мастеров, которые наиболее часто использовали английские новшества в сочетании с украшением циферблата и корпуса причудливым орнаментом.

После 1800 года появились первые каретные часы Бреге, которые вначале выглядели как очень большие карманные часы. Их называли пассажирскими часами. По инициативе Бреге производство каретных часов во Франции быстро развивалось и примерно в 1825 - 1830 годах превратилось в хорошо налаженную отрасль производства. В то же время производство каминных часов отличалось смешением стилей 18 века и их возрождением в ухудшенном варианте. Каретные часы делали и в Англии, но настоящие английские каретные часы не следует путать с часами производства Франции, хотя на них стоит имя английского торговца. Английские каретные часы были больше французских, имели характерную отделку, в конструкции ходового механизма использовалась навойка.