Мебель в средневековой Франции

Стул. Грецкий орех; вторая половина 16 векаСТУЛ-«БОЛТУШКА»

После многолетнего копирования стилей других европейских стран французские мастера по изготовлению мебели конца 17 века и в последующем стали лидерами моды на континенте.

После распространения Ренессанса из Италии во Францию в итоге 15 столетия и как следствие этого, приобщения французских художников и мастеров к классической античности две ее черты они усвоили особенно. Первая проявлялась в гротескном стиле орнаментации - искаженные, фантастические изображения животных, растений и иных форм. Иная черта заключалась в использовании архитектурных форм - к примеру классических колонн, карнизов и фронтонов.

Стиль французского Возрождения в мебели возможно в общих чертах разделить на 2 периода; 1- приблизительно совпадает с правлением Франциска 1(1515 - 1547), иной начинается со времени управления Генриха II (1547 - 1559) и продолжается приблизительно до 1580-х гг., когда творческая деятельность была прервана французскими религиозными войнами. В I период панели с гротескными мотивами деревянной резьбы покрывают любой клочок поверхности, и архитектурные формы подчинены декорации. Во II-й период все изменяется местами, и изящные пропорции доминируют над резьбой, которая в то же время приобретает более геометрический и сдержанный характер.

Дуб, в основном использовавшийся в период готики, в мебели французского Возрождения заменяется более темным и маслянистым грецким орехом, который проще поддается резьбе и при полировке отлично блестит. Резьба по дереву заменяется другими декоративными приемами: инкрустацией по дереву, драгоценным камням, слоновой кости и иным материалам. Однако металлических вставок (подобных, как дверные петли, ручки, замки и уголки мебели), старались избегать, т.к. они казались чересчур навязчивыми.

Максимальной популярностью в то время пользовался буфет. Как правило в нем было 2 отделения, одно над иным, и любое имело по 2 дверцы (однако были и иные формы). Дверные панели украшались деревянной резьбой и обрамлялись архитектурными деталями. Столы, украшенные в I период искусным резным декором, к сер. столетия приобретают крупную элегантность и опираются на ножки, имеющие форму изящных обточенных колонок с простыми базами. Аналогичным образом стулья сначала имели широкую и высокую спинку и боковые стены, а в более поздних стульях, известных, как "стулья-болтушки"*, спинка становится уже, и боковые стены заменяются изящными колонками. Постели, в особенности их передние спинки, украшаются нарядной резьбой.

Максимально важным региональным стилем мебели французского Возрождения был "иль де Франс", с характерными отточенными архитектурными пропорциями. Приобрел значение бургундский стиль, отличавшийся массивными формами и рельефной резьбой, и южный стиль, в коем видное место занимала многоцветная живопись и маркетри.

* Грецкий орех; вторая половина 16 века. Редкие и элегантные архитектурные формы, создающие иллюзорное впечатление аркады, вырезанной на спинке стула. Характерны для периода, когда стулья были лишены обивки, но имели убираемые подушки.