Музыкальные инструменты в период Классицизма

Музыкальные инструменты в период КлассицизмаСЕРПЕНТ *
Хей, Лондон
Ок. 1825 г.
 

Музыкальные инструменты в период Классицизма

С приходом в конце 18 века классицизма и в 19 веке романтизма у музыкантов возникла необходимость достигать более высокого тонального качества и динамического звучания. В этот период у изготовителей музыкальных инструментов появилась возможность улучшить технику их выпуска, благодаря чему музыканты стали гораздо более оснащенными и могли играть в нужной тональности и с необходимыми динамическими эффектами.

Струнные инструменты разделились на две большие группы — смычковые и щипковые. С появлением альта, виолончели и контрабаса было завершено семейство скрипичных инструментов и сформирована струнная группа оркестра. В начале 19 века была усовершенствована арфа благодаря введению семи педалей, что позволило поднять высоту нот в каждой октаве на полутон. В отличие от гитары и мандолины, получивших особенно широкое распространение в странах своего происхождения, Испании и Италии, в Англии же в конце 18-го — начале 19 века более популярна была цитра или английская гитара. Существовали также смешанные щипковые инструменты, такие, как арфа-лютня, и лира-гитара, которые появились в Европе в конце 18 века, но в середине 19 века вышли из употребления.

Как и струнные инструменты, деревянные духовые также выиграли благодаря расширению инструментальной мануфактуры. В то время как музыканты классического периода могли производить хроматические звуки с помощью перекрещивания пальцев, добавление к инструменту механических клавиш способствовало облегчению хроматического звучания. В течение классического и романтического периодов были произведены нововведения в группе деревянных духовых — флейте, гобое, фаготе и кларнере — путем расширения их диапазона. В середине 19 века во Франции появился новый одноязычковый инструмент — саксофон, который приобрел наибольшую популярность во французских армейских оркестрах и позже получил распространение в Англии и Северной Америке. Примерно в то же время появился двухъязычковый инструмент — саррасофон.

Медные духовые инструменты изменились сравнительно мало до конца 18 века, до появления клавиш у трубы, которые в середине 19 века были заменены клапанным механизмом. Это придало исполнению на трубе большую живость и яркость. В то же время серпент был заменен офиклеидом, большим металлическим клавишным инструментом, который в медном диапазоне звучал как бас. Офиклеид в свою очередь был заменен в последней четверти 19 века тубой, которая обладала гораздо большим количеством интонаций благодаря клапанному механизму. Рожки также выиграли из-за применения клапанов, что улучшило их звучание и хроматическую гибкость.

Хотя клавесин претерпел некоторые модификации до конца 18 века, основным клавишным инструментом становится фортепьяно. Их развитие шло от первоначальных прямоугольных инструментов с прямой спинкой до образцов с чугунной отлитой рамой середины 19 века. Из всех инструментов они приобрели наибольшую популярность вследствие их тональной живости и всеохватывающего регистра.

* Данный инструмент имеет три клапана, выполнен из дерева, с кожаными креплениями и медными вставками,  
декорированным рострубом и изгибом. Типичен для серпентов, которые применялись в военных оркестрах.