Неоклассический стиль (1770-1870)

КАРМАННЫЙ ХРОНОМЕТР В ДВОЙНОМ КОРПУСЕ *

Неоклассический стиль (1770-1870)

В Великобритании на смену украшению чеканкой приходит более популярная роспись по эмали. Овальную пластину с нарисованными на ней камеями по зеленому фону в неоклассическом стиле украшали узором из пересекающихся линий (гильп ошировали), а позже покрывали полупрозрачной и непрозрачной эмалью. С 1790 г. целиком гильошированные задние поверхности часов покрывали полупрозрачной эмалью багрового, голубого, зеленоватого или розовато-лилового цвета с имитацией под жемчуг по краям. Корпус часов, выпускаемых для бедных слоев населения, отделывали роговыми пластинками и украшали сельским идиллическим пейзажем. Циферблат покрывали обычный белой эмалью. С 1800 г. циферблат имел лишь деления на часы. В большом числе делали часы для продажи в Турции, как в корпусе, покрытом эмалью, так и в корпусе, украшенном чеканкой.

Швейцарские часы. На европейский рынок выпускались часы в изящном корпусе, покрытом женевской эмалью. Задняя эмалевая поверхность корпуса обрамлялась ободком, который украшался настоящими или покрытыми эмалью жемчужинами. Передняя поверхность корпуса была покрыта обычной белой эмалью по гильошировке или украшена миниатюрой в неоклассическом стиле. Для усиления композиции широко использовали пилоны из серебряной и золотой фольги.

Часы-фантазия. Швейцарские мастера делали часы самой необычной формы. Золотой корпус украшали гильошировкой, покрывали прозрачной эмалью и украшали жемчугом. Во множества часах использовали сложные механические фигурки или ходовые механизмы со звуковой пружиной, сделанные с большим искусством. Часы имели форму театральных биноклей, пистолетов, птичьих клеток или табакерок. Автоматические механизмы были в особенности распространены в часах с репетицией четвертей - часы украшались 2-мя бронзовыми человечками, отбивающими молоточком время; буквально звучали гонги, соединенные с ходовым механизмом.

Французские часы. В декоративной отделке часов преобладали сюжеты на тематики безупречной любви и предложения руки и сердца. Часы А.- Л. Бреге были типичным образцом умеренности в декоративной отделке и функциональной элегантности. Циферблат покрывали белой эмалью, золотом или серебром, тонкие заостренные стрелки закреплялись в углубленном кольце, корпус был плоским. Стиль Бреге в короткие сроки распространился среди его последователей - его фамилия стоит на множестве подделках.

* Уильям Илбери, Лондон. Золотой и эмалевый корпус, латунный ходовой механизм, 1813 г.