Неоклассический стиль в Германии

Декоративное оформление стены, Генрих Асмус, Берлин 1844 г.

Декоративное оформление стены, Генрих Асмус, Берлин 1844 г.
Этот рисунок, взятый из книги «Новые орнаменты Генриха Асмуса», представляет «верхнюю часть богато декорированной стены». Является примером продолжающегося увлечения греческим стилем в Германии середины 18 в.

Утонченность письменных столов и шкафов с выдвижными ящиками работы Давида Ронтгена явно отличается от нарочитости более ранних его вещей в стиле рококо. Сейчас маркетри у него изображала изящные цветы, листья, гирлянды или музыкальные инструменты в отличие от прежних более строгих архитектурных мотивов; мебель лишилась своих округлых, извилистых форм и стала изящной интерпретацией стиля Людовика XVI.

Иные мебельные мастера Германии с меньшим энтузиазмом восприняли строгие и четкие линии неоклассицизма, и в некоторых предметах переходного стиля 1770-х гг. изгибы рококо соседствуют с прямыми, сужающимися вниз ножками и прямоугольными формами каркаса. В иных вариантах неоклассический орнамент прилагается к старым формам. Хотя к концу 18 столетия классические прямолинейные формы и декоративные мотивы были приняты в мебели, в которой отражалось как французское, так и Английское влияние. Нигде с подобным успехом не проявилась элегантность неоклассицизма, как при дворе правителя Йозефа II (1780 - 1790) в Вене, которая стала центром нового и яркого стиля ампир наполеоновского периода начала 19 столетия.

Ампир оказался недолговечным и, вероятно, чересчур академичнымдля простых людей. Он проявился в мебели для дворцов, подобно той, что была спроектирована Иоганном Валентином Раабом для Вюрцбургской резиденции, Лео фон Кленце (1784 - 1864) из Мюнхена и Карлом Фридрихом Шинкелем (1781 - 1841) для прусской королевской семьи во дворцах и его окрестностях.