Неоклассицизм 18 век.

ТУАЛЕТНЫЙ СТОЛИК. Вероятно, работа Пьера Ланглуа. Тюльпанное дерево и золоченая бронза; ок. 1770г.ТУАЛЕТНЫЙ СТОЛИК. Вероятно, работа Пьера Ланглуа. Тюльпанное дерево и золоченая бронза; ок. 1770г.

Передняя часть декорирована цветочными панелями в стиле маркетри, однако столешнице - фазан из цветов. По кроям от поднимающегося зеркало расположены ящички для туалетных принадлежностей Весь столик выдержан во французском стиле, модным в 1760-х и 1770-х гг. и приписывается французскому иммигранту, столяру-краснодеревщику Лангпуо, который прославился "самыми разными диковинными инкрустациями, особенно комодами в иностранном вкусе".

Классические идеалы уже неплохо укоренились в Великобритании, в особенности благодаря палладианскому движению, основанному на археологических раскопках, которые дали фундаментальные образцы для большей части мебели 1750-х гг., с элементами орнамента в стиле рококо. Археологические раскопки Помпеи и Геркуланума в сер. 18 столетия совпали с повсеместным уменьшением интереса к орнаменту рококо и вызвали новое увлечение классической античностью. Гравировки подобно работам Джам-баттиста Пиранези, восстанавливающие в памяти видения римских руин, и иллюстрированные книжки по археологии подливали масла в огонь, и в репертуар архитекторов и производителей мебели вошло большое многообразие орнаментальных мотивов, многие из которых взяты из стенных росписей Помпеи и Геркуланума. В течение оставшихся лет 18 столетия и по крайней мере в I-е десятилетие 19 столетия мастера стремились к большой археологической точности в своих классических интерпретациях.

Среди первых представителей неоклассического стиля был архитектор Джеймс "Афинский" Стюарт (1713 - 1788), который провел более десяти лет из римских и афинских руин и опубликовал ценный путеводитель "Афинские древности" (т.1 - 1762). Стюарт создавал мебель для Кедлестон-холла в Дербишире и Дома Спенсера в Лондоне, с декором в виде резных грифонов, каннелюр, розеток, стилизованного изображения жимолости и иные мотивов, которые в скором времени отыскали одобрение. Сэр Вильям Чемберс (1723 - 1796), иной любитель путешествий, написал книгу по восточному дизайну - "Проекты китайских зданий, одежды, мебели, машин и посуды" (1757), которая тоже внесла собственный вклад в развитие неоклассицизма в Великобритании.

Ни один дизайнер, однако, не работал настолько плодотворно, как Роберт Адам (1728 - 1792). Подобно Стюарту и Чемберсу, Адам заполучил познания о классическом дизайне, и за годы, проведенные в Италии, завязал широкие дружеские связи с художниками, любителями и аристократией. В последующие годы он пользовался крупным успехом и широким влиянием из массы богатых и сановных владельцев собственности в Англии. Его отличал широкий подход к строительной схеме и, в партнерстве со собственным братом Джеймсом, он брал на себя ответственность за все аспекты украшения интерьера - живописные росписи стен и потолка, лепные работы, мебель, ковры, занавеси и освещение и т.о. покровительствовал многим лучшим мастерам того времени. Из сотрудничавших с ним производителей мебели были Джон Линнелл, Томас Чиппендейл, "Инс энд Мейхью", "Вайл энд Кобб" и Самуэль Норман.

Светлая элегантность стиля Адама неплохо сочеталась с домашним интерьером и способствовала увеличению мастерства производителей мебели, украшавших ее в невиданном ранее масштабе декорацией в стиле маркетри. Игривые асимметричные гипсовые цветочные орнаменты в стиле рококо переносились на мебель, которая украшалась бордюром из листьев жимолости, аканта, цветочных гирлянд и грациозных арабесок. К тому же широко применялась живопись и золочение, декоративные керамические пластинки и замысловатые вставки из золоченой бронзы наносились на поверхность отделки мебели багряного или атласного дерева.

Этот стиль был успешно представлен в "Путеводителе по изготовлению мебели и искусству драпировки" (1788), книжке по дизайну Джорджа Хеппельуайта, который способствовал распространению стиля Адама не только лишь в наиболее отдаленных уголках Британских островов, но еще и в массе стран Европы и Сев. Америки. Выразительная цель Хеппельуайта, заключавшаяся в "соединении элегантности и пользы", нашла отражение приблизительно в трехстах разных образцах мебели".

Сорок из них включали стулья, многие из которых были украшены декоративными щитами или имели квадратные спинки и сиденья с обивкой. Стиль Адама проявлялся у него и в "украшении стульев живописью или лакировкой" и в "соответствии цвета мебели основному освещению комнаты".

Консервативность в подходе Хеппельуайта в некоторых ситуациях заключалась в его пристрастии к гнутым ножкам; сундуки со змеевидным фасадом и приставные столы в какой-то мере также соответствовали неоклассическим формам. Стулья, мелкие столы и предметы для скромных гостиных и кабинетов, подобные, как чайницы и подносы, украшались с особым вкусом; для утилитарной мебели - гардеробов, книжных шкафов в библиотеке, комодов и кухонных буфетов - была специфична классическая простота. Впрочем в столовых начали регулярно появляться крупные столы, они еще не были представлены в книгах по дизайну. В этих столах проявлялся более формальный подход к обеденному ритуалу, и они начали вытеснять мелкие, однако более удобные столы различного назначения, которые применялись в прошлом веке.

В "Путеводителе" Хеппельуайта и иных таких книгах данного периода, этих, как "Лондонский прейскурант расценок на изготовление мебели" (1788), нашла отражение элегантная добротная мебель, которая производилась в больших количествах такими фирмами, как "Джиллоу" (осн. ок. 1730 г.), и "Джордж Седдон" (годы работы 1753 - 1868). Сохранившиеся архивы "Джиллоу" дают наглядное представление о практике изготовления мебели в итоге 18 и большей части 19 века. Благодаря привычке этой компании штамповать свои изделия возможно идентифицировать многие предметы.

Джордж Седдон (около 1727 - 1801) уже в 1768 г. считался "одним из максимально известных мастеров по изготовлению мебели в Лондоне", и его фирма, которую после возглавляли его сыновья и внуки, была самой крупной в Лондоне. Его имя связывается с широким разнообразием добротной мебели, особенно с изысканными шкафами и столами из атласного и багрового дерева. Отдельные из них имели оригинальные механические приспособления, которые были в моде в итоге 18-го - начале 19 столетия; это время было известно в истории развития английской мебели как "шератонский период", по имени дизайнера Томаса Шератона (1751 - 1806).

О работе Шератона известно относительно немного. В отличие от Чиппендейла и Хеппельуайта, у него, вероятно, никогда не было своей мастерской, впрочем он прошел обучение в качестве мебельного мастера. На его торговой карточке было написано: "Т. Шератон. Обучает перспективе, архитектуре и орнаментам, делает проекты для мебельных мастеров и продает любые виды книжек по рисунку и т.д." Его I-я книга по архитектурным стилям мебели "Путеводитель по изготовлению мебели и искусству драпировки" (1791 - 1794) издали перекликается с неоклассическими мотивами архитектора Генри Холланда (1745 - 1806), чьи работы для принца Уэльского в Карлтон-Хаусе приветствовали наступление стиля регентство в начале 19 столетия. В его книжке отыскал яркое отражение неоклассицизм, и, подобно "Путеводителю" Хеппельуайта", она оказала влияние на изготовление мебели как во всей Европе, так и в Америке и Великобритании. После были размещены "Мебельный словарь" (см. стр. 64), а в 1805 г. - I-я часть его наиболее значимой работы - "Энциклопедия мебельных мастеров, драпировщиков и художников", которая осталась незаконченной.