От Челси до Руквуда

ЧАШИ ДЛЯ ПОДАЧИ  НА СТОЛ

ЧАШИ ДЛЯ ПОДАЧИ  НА СТОЛ *

От Челси до Руквуда

Признаком нового веяния в изготовлении американской керамики в противовес подражательным копиям и возрастающему массовому производству послужила продукция фабрики художественной керамики Робертсона (основанной в 1866 г.) в Челси, штат Массачусетс. К 1880 годам из выпускаемой ею продукции была серого цвета керамика, алый бисквит (неглазурованный фарфор) и вост. глазури, включая темно-красную "бычью кровь".

К 1890-м годам фабрика приобрела известность благодаря блюдам с искусным украшением в стиле "кракле" (керамика с упорядоченными крошечными трещинками в глазури). Блюда имели опоясывающий орнамент с названиями "Кролик", "Ирис", "Индейка", "Виноград" и "Лебедь". В 1895 г. фабрику в Челси переименовали в Дедхемскую Керамику, и основную массу ее продукции стала составлять сине-белого цвета посуда.

Максимально видная инициатива в создании художественной керамики принадлежит, так или иначе, Марии Лонгворт Николе (1849 - 1932), известной покровительнице искусств. В 1880 г. она основала фабрику в Цинциннати, штат Огайо, и назвала ее Руквуд в честь собственного фамильного поместья. В Руквуде в основном производились художественные изделия - вазы, чаши и блюда. "Стандартный Руквуд" раннего периода рисунки разноцветной глиной, перемешанной с водой под слоем глазури на темном фоне - развился в более экспериментальные стили: "тигровый глаз" - золотые пятнышки и авантюриновая глазурь - возникли в сер. 1880-х гг.; вост. формы с цветочными мотивами на разных фонах под названиями Ирис, Водная травы и Небесно-голубой; матовые глазури, которые ввел в употребление дизайнер Артус ван Бриггл в 1896 г.; и прозрачные глазури после 1904 г..

В наши дни в особенности ценятся изделия с подписями Laura L. Fry, Van Briggle, Clara Chapman Newton. Kuitaro Shirayamadani и главного художника Albert R. Valentein.

Еще известные фабрики.

Огайо стал Меккой искусства керамики, а Цинциннати средоточением его. Кроме Руквудской фабрики м/у 1879 и 1889 годами там были открыты Эйвонская Керамика, Художественная Керамика Цинциннати, фабрика Марии Луизы Маклаф-лин. Художественная Керамика Мэтта Моргана и Керамика Уитли. Как обычно бывает из ремесленников, текучесть кадров была высока. Мастера уходили с фабрик, чтоб основать собственные предприятия или трудиться на иных. Лаура Фрай уехала из Руквуда и основала Лонхудскую Керамику в Стеубенсвилле, штат Огайо; в 1879 г. это предприятие объединилось с Керамикой Самюэля Веллера в Зейнсвилле, штат Огайо, и стало называться "Фабрика Лоувелса". Сочетание руквудских мотивов и переливающегося глянца производства объединения Лонхуда/Лоувелса высоко в цене коллекционерами. В Зейнсвилле были еще 2 компании - Керамика Дж. В. Оуэнса, основанная Вильямом Лонгом из Лонхудской Керамики и производившая Утопическую керамику (на руквудской основе), и Роузвилльская Художественная Керамика, небезызвестная собственными сериями Розан и Розан Ройял (ок. 1900).

* Дедхемская фабрика; Сине-белая керамика; начало 20 в.
Дедхемская фабрика приобрела известность в основном благодаря орнаментам из цветов и животных. Четкие пояса узоров напоминают работы Уолтера Крейна и Кейт Гринэвей.