Парфюмерные флаконы. Продолжение

Парфюмерные флаконы.

Употребление парфюмерных средств в Европе во времена 16-19 веков вышло за пределы разумного. Ароматические вещества охватили все человеческое окружение (даже мулов намазывали благовониями во время торжеств). К исходу Средневековья европейцы стали изготавливать свои собственные косметические и ароматические вещества, но и с Востока завоз парфюмерии не прекращался. Появились множество лавок с туалетной водой: " кармелитская вода", " венгерская вода", содержащие спирт. До нашего время крайне мало дошло парфюмерных флаконов того времени. Наглядный пример тому два сосуда 16 века, хранящиеся в Музее Метрополитен. Один из них английской работы серебряный с позолотой. Выполнен он в форме сплющенной груши, а орнамент из растительных и геометрических фигур переплетается с изображениями дракончиков.

Второй сосуд изготовлен из разновидности керамики - майолики, немецкими мастерами. Он имеет яйцевидную форму, декорирован рельефными цветами, которые окружают изображение Адама и Евы. Венчает все это великолепие бронзовые крышка и ручки.

Самым интереснейшим хранилищем для ароматов являются помандеры, на французском языке - pomme d’ambre, что означает - шарик из амбры. Эти памятники искусства 16-17 веков предназначались для твердых благовонных веществ. Люди постоянно носили их при себе, окружая себя душистой аурой. Многие полагали, что так защищают себя от инфекционных болезней, которые передавались со скверным дыханием или смрадными испарениями. Обыкновенно помандеры делались в форме шара, который делился на дольки, как апельсин. В эти серебряные дольки помещались благовония. Сверху шара прикреплялась цепочка, дающая возможность носить его на шее, в ладони или на кисти рук.

Парфюмерные сосуды

Флаконы 17-18 веков значительно шире представлены в музейных коллекциях. Это показатель роста парфюмерной промышленности тех веков. Теперь форма сосудов выделяется своим разнообразием. В прочем в Орлеане на стекольной мануфактуре все также изготавливали традиционные емкости. Грушевидные флаконы были украшены сердечками и рельефными растительными узорами.

Выгнутые бутылочки похожие на банан изготавливались в Мурано. Мастера Мейсена, используя комедии дель арте, выполняли сосуды в виде статуэток, изображающие персонажи, китайцев и даже небольшие сценки смелого содержания. Металлические прямоугольные емкости, декорированные кораллами, выполнялись на Сицилии.

Со временем изменялись технологии обработки металла, стекла, оформление дизайна флаконов, но Восток оставил неизгладимое впечатление на сознание керамистов и ювелиров.