Ранее Рококо в Германии

Консольный столик Франсуа Кувилье. Резьба и золочение; 1739 г.

Строительство резиденции правителей Майнца, великолепного Вюрцбургского дворца, было начато в 1720 г. в стиле барокко, однако его обстановка и декоративное убранство выдержаны в стиле раннего немецкого рококо. Там работали подобные мастера, как Франц Антон Шлотт из Бамберга, 4 брата Гутману из Мюнхена, Иоганн Вольфганг ван дер Авера, Карл Максимилиан Маттерн (годы работы 1733 - 1770), Иоганн Георг Нестфелл и Иоганн Колер. Великолепие созданного ими маркетри, обилие резьбы и позолоты выглядело грубоватым в свете позднего рококо, однако отличалось совершенным мастерством выполнения и определенно служило собственной цели выставления напоказ.

Консольный столик Франсуа Кувилье. Резьба и золочение; 1739 г.
Этот столик в полном расцвете стиля рококо был выполнен для Амальенбургского охотничьего домика в Нимфенбургасом  дворце в Мюнхене.

Резиденция в Ансбахе, как и резиденция в Бамберге, была еще одним важным местом в стиле раннего рококо. Одним из основных мебельных мастеров Ансбаха был Мартин Шумахер (1695 - 1781), мебель которого с ее сдержанными, прямолинейными формами, время от времени отделанная красным деревом, находилась под британским влиянием.

Стиль рококо процветал в Байройте, родине маркграфа Фридриха и его жены Вильгельмины (сестры Фредерика Великого), которые с энтузиазмом строили дворцы. Они оказывали покровительство братьям Спиндлерам, которые позднее работали при дворе Фредерика Великого.

Август Сильный, правитель Саксонии (1694 - 1733) и король Польши (1697 - 1733) питали слабость к английскому дизайну, в особенности к шкафам для письменных принадлежностей с выдвигающимися ящиками, и стульям, однако влияние французского рококо превалировало, и начиная с 1720-х гг. большая часть мебели для королевского двора в Дрездене создавалась под сильным французским влиянием. Из максимально саксонских по духу предметов мебели были шкафы для письменных принадлежностей с выдвигающимися ящиками и зеркалами в верхних дверцах. Мартин Шелл (годы работы 1703 - 1740), мастер королевского двора по покрытию лаком, создавал лакированные предметы, отличающиеся богатым великолепием, украшенные рельефными фигурами из покрытой лаком и позолоченной меди.

Наиболее яркими проявлениями французского рококо в Германии были, без сомненья, те, что предприняты правителями Баварии в Мюнхене. Правитель Максимилиан Эмануэль (1662 - 1726), раньше отправленный в ссылку при дворе Людовика XIV, в Мюнхене в собственном окружении стал представителем максимально передового французского вкуса. Его главные архитекторы и дизайнеры, сначала Йозеф Эффнер (1687 - 1745), а позднее Франсуа Кювилье-старший (1695 - 1768), оба прошедшие обучение в Париже, украшали Мюнхенскую резиденцию и Нимфенбургский дворец в легком, грациозном и ослепительном стиле рококо. Кювилье издал свои эскизы орнаментов, декоративных панелей и мебели, которые приобрели популярность во всей Европе. Сам Кювилье продолжал популяризировать рококо в Германии до собственной смерти.

В стиле рококо были оформлены резиденции для Фредерика Великого (1740 - 1786) в Берлине и Потсдаме. Сперва под руководством управляющего дворцами Фредерика, Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа (1699 - 1753), а позже в составе своей команды замечательных мастеров под руководством братьев Иоганна Михаэля (1709 - ок. 1755) и Джона Кристиана Хоппенхауптов (1719 - 1786), Иоганна Августа Нал я (1710 - 1773), Иоганна Мельхиора Камбли (1718 - 1773) и братьев Иоганна Фридриха (1726 - ок. 1799) и Генриха Вильгельма Спиндлеров (1738 - ок. 1799) наполнили дворцы Шарлоттенбурга, Потсдама и Сан-Суси не имеющей себе равных по великолепию мебелью в закругленных формах рококо. Комоды, облицованные черепахой или экзотическими сортами древесины, украшенные маркетри по дереву, перламутру, слоновой кости и даже серебру, вставками из золоченой бронзы, сделанными в мастерских Камбли, и стулья из позолоченной или разрисованной мягкой древесины нередко украшались резьбой в итальянском стиле.

Вся эта пышная экстравагантность по-разному влияла в Германии на мебельные стили по мере опускания вниз по общественной лестнице. Региональные параметры сохранялись, в особенности в проектах шкафа, который оставался важным символом домашнего благосостояния. В целом ганзейские свободные и малые огромные города севера проявляли большой консерватизм. Шкаф, как он интерпретировался в Брюнсвике, в сер. 18 столетия продолжал сохранять черты барокко - со собственным архитектурным карнизом, классическими пилястрами и симметричными дверными инкрустированными панелями. Стенные шкафы, изготовленные во Франкфурте и Гамбурге, тоже до середины 18 столетия сохраняли барочный характер. Напротив, прочные дубовые шкафы, выполненные в Аахене, подобно шкафам Льежа, украшены лиственным резным орнаментом поразительной легкости.

В Майнце рококо проявлялось в искусно выполненных, состоящих из 3-х секций, бюро для письменных принадлежностей, на изготовлении которых специализировался Питер Шусс. Змеевидная передняя секция основания комода дополнялась бюро вогнутой формы, с наклонным верхом, и над всем этим возвышался стенной шкаф с 2-мя дверцами, весь украшенный маркетри. Скошенные углы, верхний карниз и нижний выступ были сплошь изрезаны волютами и переплетениями, асимметричными картушами и лепными деталями повсюду, где лишь вероятно. В наиболее экстравагантных ситуациях это резное изобилие также золотилось. Хотя превосходное мастерство этого декора не могло преодолеть его неуклюжей формы.

Иные шкафы-бюро, изготавливаемые в Южной Германии, не настолько искусно украшались резьбой, однако также имели внушительный вид; делались они из грецкого ореха с маркетри из иных пород деревьев, нередко с геометрическим рисунком; имели скошенные углы и вогнутую переднюю стенку для размещенных в нижней секции ящиков, а сверху была секция шкафа-секретера, придающая солидность всей конструкции. В таких областях Германии и Австрии влияние было в основном итальянским, и во массы предметах каркасной мебели середины 18 столетия заимствовались итальянские элементы, подобные, как приземистые гнутые ножки и выпуклые формы. Хотя большая часть мебели, выпускаемой для среднего сословия, отличалась сдержанностью и массивностью форм.

В восточной и южной части Германии продолжали выпускать традиционно разукрашенную мебель: относительно простые формы и конструкция дополнялись безудержным использованием цвета и рисунка.

На севере Германии отчетливо ощущалось влияние Британии и Голландии, в особенности в стульях. Стулья с высокой прямой спинкой и стретчерами в виде буквы Н и нередко тростниковое сиденье и спинка ассоциировались с английскими стульями начала 18 столетия и продолжали сохранять популярность в странах Восточной и Центральной Европы в сер. 18 столетия. Наряду с этим использовались гнутые английские ножки, и обычным было французское влияние.

Мебельные заказы для более зажиточной части общества выполняли два известных мебельных мастера II-й половины 18 столетия - Абрахам Рентген (1711 - 1793) и его сын Давид (1743 - 1807), которые основали мебельные мастерские в Нейвиде-на-Рейне, где изготавливаемая мебель отличалась виртуозным исполнением и сложностью. Благодаря опыту, приобретенному Абрахамом в Голландии и Британии и позже путешествиям Давида по Европе, Ронтгены завоевали международную клиентуру, в частности посреди королевских дворов, и соединили в собственном творчестве рококо и неоклассицизм. Их маркетри было непревзойденным, а сложные механизмы в мебели (замки, потайные ящики, часы и т.д.) завоевали Давиду Ронтгену во Франции титул "мебельный мастер и механик короля и королевы".