Мебельная мода и её распространение.

Круглый обеденный стол *
Англия, ок. 1830 г.

Мебельная мода и её распространение

Книги по дизайну являлись одним из средств распространения мебельных стилей, перемещение мастеров и дизайнеров по странам Европы — другим. Итальянец Доменико Куччи (ок. 1640 — 1705) и фламандцы Пьер Голль (1620 — 84) и Даниэль Маро (1663 — 1752) были самыми знаменитыми из многих выдающихся иностранных мастеров, которых пригласили в Париж в 17 веке. После отмены указа Нанта в 1685 году гугеноты вместе с своим талантом и французским стилем были вынуждены спасаться бегством в дружественно настроенные к ним протестантские страны, такие, как Англия, Голландия и Германия. Честолюбивые короли посылали дизайнеров и мастеров в Париж для изучения новейших достижений отделки, чтобы они могли представить их в наиболее первозданном виде у себя на родине, а французские или получившие образование во Франции архитекторы и дизайнеры мебели находили для себя восторженных клиентов во всех частях Европы. Главным примером может послужить привлечение Маро ко двору английского короля Вильяма III; Франсуа Кувильера (1695 — 1768) — правителем Баварии и Никола Пино (1684 — 1754) — Петра Великого в Ро

 

ссии.Жаждавшие последних моделей мебели из Парижа могли получить их в течение двух-трех недель, даже если они жили в Польше или Швеции. Повсеместное стремление богачей к самым модным стилям способствовало быстрому распространению таких художественных направлений, как барокко, рококо и неоклассицизм. Эти стили имели мало национальных различий, пока ими пользовались высшие по социальной лестнице сословия. Доходя до менее богатых сословий, данные стили вначале приобретали национальные различия, затем местные. Изменение художественных стилей при их движении по социальной лестнице вниз наиболее заметно на примере распространения в Европе стиля рококо. Появившись в Париже в начале 18 века, он вскоре принял экстравагантные формы при дворе германских королей Максимилиана Эммануила Баварского и Августа Сильного Саксонского. В Англии и Голландии, где стиль рококо появился значительно позднее, он стал стилем нуворишей (богатых выскочек) скорее, чем аристократов и приобрел отличительные национальные черты. Вскоре многие элементы рококо — асимметричные завитки в виде буквы "С" и причудливые узоры, изогнутые (дважды изогнутые) и выпуклые формы — соединились с местными особенностями мебели во всех странах Европы. Распространение неоклассицизма пошло по тому же образцу. Для первых произведений была характерна вызывающая "новизна" и чистота стиля, но по прошествии около 20 лет черты его сгладились и изменились в соответствии с требованиями масс и ациональными вкусами и особенностями.

* Розовое дерево с цветочной инкрустацией из разных пород дерева; Столы, подобные этому, с откидывающейся в сторону крышкой для удобство хранения, позволяли менять обстановку комнат по собственному желанию.