Расширение японского рынка 18-19 века

Ваза. Макудзу Кодзан. Фарфор 1900 годВАЗА *
Макудзу Кодзан.  Фарфор; 1900 г.

Расширение японского рынка 18-19 века

За сотню лет изоляции Японии примерно с 1750 года до повторного открытия влиянию европейцев в 1860-х годах, Арита, Имари и другие стили продолжали существовать, хотя практически остановились в своем развитии. Судя по всему, лишь в конце периода Эдо (1614- 1868) фарфоровые мастерские Хирадо в Микавачи - основанные, скорее всего, в середине семнадцатого века - достигли пика в производстве своей продукции. Это изделия из высококачественного, прозрачно-белого фарфора, расписанные синим под слоем глазури с типичными узорами из "прыгающих мальчиков".

Оживление экспорта. Период Мейдзи (1868 - 1912) стал свидетелем выполнения программы прогрессивных реформ, и Япония стала представлять свою продукцию на международных выставках. И вновь, с середины девятнадцатого века, восточная культура стала активно распространять свое влияние на запад. В связи с этим в Японии в больших масштабах началось производство на экспорт изделий Имари самого различного качества. Они предназначались для удовлетворения потребностей класса буржуазии, гораздо более многочисленного, чем покупатели предыдущего дореволюционного, доиндустриального периода - аристократы. Для большинства массово производимых изделий характерно использование трафарета при нанесении синего узора под слой глазури - техника, гораздо более примитивная по сравнению с переносом рисунка на более ранних фарфоровых изделиях и английской керамике начиная с 1760 года.

Макудзу Кодзан и Фукагава. К 1900 году некоторая часть фарфоровых изделий, предназначенных как для экспорта, так и для продажи внутри страны, вновь демонстрирует техническое совершенство. В основе эклектичных стилей Макудзу Кодзана лежит возвращение к филигранной синей росписи под слоем глазури конца семнадцатого века, обогащенное опытом новых экспериментов с дополнительными пигментами и формами.

В мастерской Фукагавы также умело наносились различные цвета под слой глазури, часто в соединении с традиционными и новыми узорами. В 1909 году при участии немецких экспертов по фарфору мастерская Фукагавы освоила производство изделий Хирадо.

Кутани. В основном красно-золотые, импортируемые европейцами и американцами в последней четверти 19 века, изделия Кутани в большинстве своем производились в мастерских Kara на острове Хонсю. Материал варьируется от грубой глины до тончайшего "с яичную скорлупу" фарфора с несколькими промежуточными состояниями. Это дает основание считать вероятным наличие нескольких художественных мастерских за пределами Kara, занимавшихся изготовлением предметов стиля Кутани.

 

* Ваза является шедевром создания иллюзии трех измерений; однако это не единственная особенность ваз Макудзу Кодзана, само по себе техническое исполнение росписи выше всяких похвал.