Искусства гравировки стекла в эпоху Возрождения и Барокко

Развитие искусства гравировки стекла в эпоху Возрождения и БароккоКУБОК FACON DE VENICE *
Джакопо Верцелини. Лондон 1586 г.
 

Искусства гравировки стекла в эпоху Возрождения и Барокко.

Венецианцы изобрели гравирование гранью алмаза на стекле в 16 веке, и, хотя в основе украшения лежали венецианские корни, разнообразие узоров и орнаментов непрерывно пополнялось.

В результате интереса к коллекционированию древностей, минералов и других объектов, гравирование стало развиваться в новом направлении. Император Рудольф II (правил с 1576 по 1612) перенес свою столицу из Вены в Прагу и привлек к своему двору наиболее умелых мастеров по обработке горного хрусталя, агатов, гелиотропов и дымчатых топазов. Они либо врезали их в камеи (с рельефным узором), либо вырезали из прочных материалов предметы и сосуды, которые затем искусно вставлялись в оправу из благородных металлов и украшались драгоценными камнями и эмалями.

Искусные мастера Рудольфа изобрели также хитроумный механизм для верчения колеса камнерезчика с помощью педали, которую крутил человек или, позднее, вода.

Каспар Лехман (ок.1570 - 1622) был одним из умелых мастеров при дворе императора Рудольфа. Считается, что именно он применил технологию гравировки камней с помощью шлифовального круга к стеклу, однако вполне может быть, что кто-то из его современников, например Захариас Пельтцер (прим. 1576 - 1596) был его учителем при дворе герцога Вильгельма V Баварского.

В 1609 году Лехману был пожалован патент на гравирование стекла, что дает основания считать именно его изобретателем этой технологии и вообще искусства гравировки. До нас дошло лишь одно изделие, подписанное его именем: бокал с подставкой, украшенный аллегориями, который сейчас находится в Пражском музее. Документально засвидетельствовано, что его учеником был Георг Шванхардт (1601 - 1667), который распространил эту технологию по возвращении в Нюрнберг, где обучил ей двух своих сыновей, Георга (1625 - 1676) и Генриха (1640 - 1693).

Таким образом в Нюрнберге появился новый совершенный стиль гравировки, который использовался до второй четверти следующего века. Работы нюрнбергских граверов можно в основном увидеть на небольших овальных бокалах с крышками, установленных на полые основания, и на высоких кубках с крышками и овальными чашами, ножка которых состояла из полых шишечек и ободков.

В то время искусство гравировки применялось большей частью в геральдике, портреты императора и видных нюрнбергских сановников, а также аллегорические, библейские и мифологические сцены. Гравер Иоганн (Ганс) Вольфганг Шмидт (1676 - 1710) специализировался на батальных сценах. К концу 17 века искусство гравировки при помощи шлифовального круга вытеснила почти все другие стили украшения стекла и использовалась во всей Европе.

* В то время Верцелини был единственным человеком в Англии, обладавший Королевским патентом на производство стекла. На кубке выгравирована надпись по-английски 'In God is my trust" - "В Господа верую".

Сейчас гравировка стекла в большинстве случаев осуществляется при помощи лазера, но сохранились и искусные мастера делающие гравировку механическим путём.