Регентство и стиль Людовика XIV

После смерти Людовика XIV в 1715 г. общественная реакция на пышность и великолепие, начавшаяся в конце его управления, продолжилась в период Регентства, которое царило во Франции на протяжении дальнейших 8 лет, во время единовластия Людовика XV (1715 - 1774). Стиль этого периода (грубо говоря, 1700 - 1730), небезызвестный, как регентство, меньше тяжеловесен и более грациозен, чем стиль предшествующих 40 лет. В мебели отделка простыми сортами древесины заменила маркетри в стиле "буль"; упрощена была орнаментация из золоченой бронзы.

В мебели периода Людовика XV по-прежнему отвергалась тяжеловесность форм с помощью обильного использования рококо, в коем округлые линии заменяли острые углы. Криволинейные мотивы, подобные, как вода, растения, драконы и раковины, рельефно выделялись в резном деревянном декоре, маркетри и золоченой бронзе, и конструкция предметов мебели становилась абсолютно невидимой. У стула эпохи Людовика XV, например ножки, подлокотники, сиденье и спинка, продолжают текучую закругленность линий, прерывающихся только для резьбы по дереву, листочка или волюты рококо.

Мебель для сидения и архитектурная мебель (мебель, образующая часть декорации стены), такая, как консольные столики (столики без задних ножек, закрепленные к стене с помощью скоб) и зеркала, делалась из бука и грецкого оре- ха, незаметно собиралась и закреплялась, а после золотилась или раскрашивалась в тон с остальной обстановкой комнаты. Закрывающаяся мебель, каркасная часть которой нередко выполнялась из дешевой сосны, а порой из дуба, отделывалась экзотическими породами деревьев с геометрическим рисунком, известным, как паркет, из-за сходства с паркетными полами.

В 1740-е годы приобрело популярность маркетри с изображением цветов. Один из приемов состоял в окрашивании фрагментов мозаики красками или горячим песком; при другом, дававшем наилучшие результаты, применялись небольшие куски мозаики, вырезанные из древесины, волокна которой образовывали необходимый рисунок. В качестве отделки время от времени применялось покрытие лаком, японским и китайским, или французской имитацией под названием Верни Мартен. Выступающие углы и ножки закрывающейся мебели, а к тому же ручки и обрамления панелей маркетри украшалась золочеными бронзовыми вставками.

Новые виды мебели. В период управления Людовика XV возникло немало новых видов и форм мебели. Кресло, максимально распространенный тип стула, имел сиденье, спинку, изогнутые ножки и подлокотники, напоминающие по форме волюту или сердце; прямая спинка называлась "царской"; изогнутая - "кабриолетом". Глубокое кресло делалось крупным и удобным, с обивкой, покрывающей даже подлокотники. Консольные столики стояли на весьма изогнутых ножках, украшенных резьбой, - изображался лиственный орнамент, корзина цветов или волюта рококо на стретчерах.

Основным предметом закрывающейся мебели этого периода был комод. Он имел закругленную переднюю часть, бока и ножки и 2 или 3 ряда ящиков. Письменный стол выполнялся наряду с новыми видами столов для работы, к примеру секретером с откидной доской, который имел 2 дверцы и доску для послания, закрывающую собою мелкие внутренние ящики.

Письменные столы всех форм и размеров имели дополнительный ящик сбоку, а время от времени и наклонную плоскость под верхом (столешницей). 1 тип стола представлял собою маленький письменный стол с надстройкой в глубине его. Иной был с цилиндрическим верхом, поверхность которого открывалась при откидывании крышки.

Трансформирующиеся столы, на изготовлении которых специализировались немецкие мебельные мастера, имели сложные запирающие устройства, ящики, задвижки и углубления, пригодные для массы целей, к примеру для послания, хранения ценных бумаг, вышивания и даже для молитв (кое-какие ящики превращались в места для преклонения колен).